Достаточно даже поверхностно ознакомиться с проектом Программы деятельности нового состава Кабинета министров, чтобы удостовериться: в этом широко разрекламированном документе с броским названием отсутствуют как более-менее ясные цели, так и ожидаемые результаты реализации программы. В свою очередь, это делает невозможным определение ее эффективности хотя бы в приближении. При более детальном изучении материала возникают сомнения не только в профессиональной компетентности авторов (или автора) программы, но и в возможности или в принципе выполнить задекларированные обязательства.
Иначе чем объяснить тот факт, что в таком важном документе отсутствуют индикативные и временные параметры (объемы, сроки) достижения определенных программой заданий. Это, как минимум, не позволит давать реальную оценку их выполнения.
Вместе с тем, правительство обязуется решать вопросы, которые находятся вне его компетенции, то есть, не могут быть выполнены им априори. Такими видятся, в частности, недопущение принятия законодательных актов, ратификации международных соглашений и др.
Вызывают недоверие и постоянные ссылки на парламентскую коалицию в нынешней Верховной Раде, которые «размывают» ответственность правительства, делая тем самым коалицию эдаким громоотводом - на всякий случай. Но в программе правительства нет необходимости «расписываться» за обязательства коалиции. Она автоматически получает свою долю ответственности при одобрении этой программы Верховной Радой Украины.
Многие задачи являются промежуточными или несущественными (например, относительно проведения аудита, анализа, инвентаризации и тому подобное, внесение правительством предложений Верховной Раде Украины - почему не законопроектов?). Неконкретными выглядят и перечни названий законов, которые большей частью не раскрывают самой сути задач. В разделе «Человек и его развитие» показательным является подраздел реформы жилищно-коммунального хозяйства. Содержащиеся в нем задачи не затрагивают пакета ключевых для реформы вопросов, таких, скажем, как освоение современных технологий, пути преодоления убыточности предприятий, совершенствование тарифной политики, системы расчетов, прогрессивных форм обслуживания и тому подобное.
Вместо обеспечения повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства, правительство считает своей задачей лишь участие в усилении контроля за этим качеством.
В письме к народным депутатам Украины от 21 декабря 2007 года премьер-министр Украины, говоря о проекте указанной программы, отмечает, что народу и обществу новым правительством предлагаются масштабные прорывы в реализации конституционной и судебно-правовой реформ, искоренении коррупции, решении других актуальных проблем.
В действительности же, предложенная программа по большей части представляет собой общие обязательства правительства и парламентской коалиции. При этом не учитывается, что по своему статусу и характеру деятельности коалиция не может нести ответственность за выполнение правительством его программы.
Следует отметить и то, что проект программы по своему содержанию смахивает на подборку общеизвестных лозунгов и благих пожеланий, однако при этом «почему-то» не определяются конкретные механизмы достижения стратегических целей.
Значительная часть положений проекта программы не отвечает общепризнанным принципам развития демократического государства, реально не может быть выполнена именно правительством.
В целом программа вряд ли может быть определена как такая, что действительно обеспечит реальное продвижение в осуществлении вышеупомянутых реформ.
Скажем, правительство и коалиция обязуются «безотлагательно внести проект новой Конституции Украины и обеспечить окончательное его одобрение». Однако подготовка проекта новой Конституции в государстве, которое декларирует свою демократичность и правовой характер, - это длительный и сложный процесс, к которому должны быть привлечены широкие слои общества, политические силы, в том числе, и не представленные в парламенте, ведущие юристы и другие специалисты.
Но ни коалиция, в которую входит 227 народных депутатов Украины, ни тем более правительство ни при каких условиях не могут самостоятельно обеспечить окончательное одобрение новой Конституции Украины.
К тому же, для решения вопросов, ради которых предлагается принятие новой Конституции Украины, как то «усовершенствование процедурных механизмов сдерживания и противовесов между органами государственной власти.., усовершенствование процедурных норм процессуальных гарантий защиты прав и свобод человека, гражданина» не требуется не только принятие новой Конституции Украины, но даже внесение изменений в нее.
Правительством предлагается также принять Закон «О Всеукраинском референдуме», предусмотрев в нем исключительный перечень вопросов, которые подлежат решению на государственном уровне. Это является ничем иным, как попыткой ограничить конституционное право народа - единственного источника власти, самостоятельно решать любые вопросы государственной жизни, за исключением тех, которые прямо определены в положениях Конституции. Странно, что такие предложения вносятся политическими силами, которые сами себя провозгласили демократическими.
Реально не может быть выполнено обязательство правительства «обеспечить усовершенствование регламента Верховной Рады Украины», который является основным документом по организации работы Верховной Рады, и принятие которого относится к исключительным, конституционным полномочиям парламента.
Путем внесения изменений в Конституцию Украины предлагается решить вопросы относительно введения должностей государственных секретарей, политического статуса министров, определения заданий и полномочий центральных органов исполнительной власти со специальным статусом, ограничения и четкого определения перечня регуляторных актов и пакет других вопросов, которые не могут принадлежать к сфере конституционной регуляции.
На порочных принципах предлагается реформирование системы административно-территориального устройства и местного самоуправления. Ведь это правовое невежество, когда территориальную общину, то есть, людей, жителей, объединенных постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, предлагается рассматривать как первичную единицу административно-территориального устройства, то есть - территориальную единицу. Безосновательно внедряются и такие новые административно-территориальные единицы, как город-район, город-регион. Основываясь на этом, ставится цель искусственно распространить юрисдикцию органов местного самоуправления на смежные с населенными пунктами территории. При таких обстоятельствах вместо решения реально существующих неотложных проблем, еще более искусственно осложняется ситуация.
Значительная часть проекта программы посвящена реформированию судебной системы и судопроизводства. Однако, эти вопросы не входят в сферу конституционных полномочий Кабинета министров Украины (кроме материально-технического обеспечения судов в соответствии с Законом о Государственном бюджете). Поэтому эти положения не могут выступать в качестве одного из основных разделов программы деятельности именно правительства.
Кроме того, серьезные сомнения вызывает и целый ряд предложений, касающихся реформирования судебной системы и судопроизводства. В частности, предлагается преодоление многоступенчатости системы судов, хотя действующей Конституцией эта система определена достаточно четко… Вместе с тем, не внесено никаких предложений относительно реформирования Верховного Суда Украины - наивысшего в системе судов общей юрисдикции, что реально способствовало бы усовершенствованию и гармонизации всей судебной системы.
В качестве гарантии доступности правосудия проектом программы предлагается внедрение института суда присяжных. Но даже в государствах, где существуют такие суды, очевидной является тенденция к сокращению их функционирования, так как в своей деятельности они базируются не на профессиональной основе, а принятые ими решения часто имеют эмоциональный, а не правовой характер. К тому же, создание и деятельность таких судов в Украине потребуют значительных бюджетных ассигнований.
В нарушение части второй статьи 32 Конституции Украины, не допускающей использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, с целью совершенствования судопроизводства предусматривается размещение судебных решений на официальных веб-сайтах. При этом об обеспечении анонимности информации, содержащейся в судебных решениях, речь не идет.
Нельзя согласиться и с предложениями относительно «создания независимой Судебной палаты для переаттестации всех судей и проверки соответствия их доходов имущественному состоянию» как средству совершенствования процедуры формирования корпуса профессиональных судей.
Во-первых, в этих предложениях не предусматриваются хоть какие-то механизмы создания такой палаты. Во-вторых, формирование самой Судебной палаты с подобными функциями и ее деятельность неминуемо будут иметь корпоративный характер. В-третьих, осуществление отмеченных функций Судебной палатой (тотальная переаттестация за короткое время всех судей, проверка соответствия их доходов имущественному состоянию) будет прямым нарушением статьи 126 Конституции Украины, согласно которой независимость и неприкосновенность судей гарантируется Конституцией и законами Украины. Нельзя согласиться и с предложением относительно избрания (назначения) на административные должности председателей, заместителей председателей местных судов органами судейского самоуправления.
Такой подход к формированию руководящего состава судов неминуемо будет способствовать проявлениям корпоративности, деления судей на группы влияния, распространению коррупционных проявлений, и, как результат, негативно отразится на качестве правосудия.
Можно отметить, что рекордно большой набор стандартных лозунгов и пожеланий имеет раздел проекта программы «Противодействие коррупции».
Проект, в частности, предусматривает формирование «политической воли всех ветвей власти на борьбу с коррупцией», что рассматривается как средство реализации политических, экономических, правовых даже международных мероприятий по борьбе с коррупцией. Не совсем понятно, как можно формировать политическую волю ветвей, даже если это ветви власти, и какое отношение к этому может иметь правительство?
Проектом также предлагается пересмотр (с целью отмены) всех платных услуг, которые предоставляются органами государственной власти и местного самоуправления. Вряд ли можно предусмотреть, что такие услуги, как регистрация, сертификация, экспертиза, предоставление разрешений, полномочий и тому подобное могут осуществляться безвозмездно. Если же имеется в виду передать предоставление подобных услуг негосударственным, то есть, коммерческим структурам, то это обязательно приведет к значительному их подорожанию и созданию еще более широких возможностей для коррупционных деяний.
В разделе «Конкурентоспособная национальная экономика» задачи антиинфляционной политики большей частью охватывают монетарно-курсовую сферу, имеющей в нынешней природе украинской инфляции вторичное значение. В них не отражены не менее актуальные задачи оптимизации бюджетных расходов и ограничения бюджетного дефицита, сбалансирования налоговой нагрузки, удовлетворения платежеспособного спроса населения, нивелировки внешних факторов и др.
Противоречивым является стремление строить взаимоотношения с Национальным банком Украины на основе заключенного меморандума, а не в рамках действующего законодательства (Законы Украины «О Кабинете министров Украины», «О Национальном банке Украины»).
Требует уточнения, или/и исключения задание относительно создания единого реестра субъектов ведения хозяйства, поскольку такой реестр уже существует.
Непонятно, почему в программе определяются задачи Национальному банку Украины, который правительству не подчиняется?
Правительство, видимо, не считает своей задачей сокращение государственного долга, ограничиваясь лишь «содержанием его на экономически безопасном уровне» и «снижением стоимости его обслуживания», а задание относительно «сокращения расходной части бюджета» является непонятным и нереальным в условиях растущей экономики.
Задачи относительно утверждения стратегии реформирования налоговой системы Украины уже реализованы принятым Кабинетом министров Украины распоряжением от 19.02.2007 г., которым была одобрена концепция реформирования налоговой системы.
Откладывается принятие проекта Налогового кодекса (снижение налоговой нагрузки на экономику), который предусматривается рассмотреть лишь после утверждения еще одной стратегии реформирования налоговой системы Украины.
Целесообразно дополнить задачи в сфере «Поощрения инновационной деятельности» положениями относительно их реализации. Практически отсутствуют задания правительству относительно обеспечения импортозамещения, хотя этому посвящен отдельный подраздел. Непонятно, почему планы правительства относительно «легализации средств, полученных не криминальным путем», требуют внесения изменений в Криминальный кодекс Украины.
Задача принятия Закона Украины «О принципах осуществления контроля деятельности субъектов ведения хозяйства» уже реализована Верховной Радой Украины прошлого созыва.
Противоречивым пунктом программы является ликвидация Фонда государственного имущества и создание соответствующего министерства, что не входит в компетенцию правительства и неоправданно расширяет его полномочия.
Что касается разработки государственной программы «Биотопливо», то она уже реализуется. Такая программа утверждена постановлением Кабинета министров 22.12.2006 г.
Некоторые положения программы свидетельствуют об избирательно-субъективном подходе правительства в своей деятельности. Это касается создания особых условий, к примеру, для компаний, которые будут принимать участие в формировании государственного резерва нефтепродуктов.
Проект программы имеет ряд других недостатков, несогласованностей, неточных формулировок и требует существенной доработки.
Здесь рассмотрены лишь ключевые несоответствия, которых, согласитесь, чересчур уж много для такого важного документа. Выводы делать украинскому народу, но создается впечатление, что это - одна из новейших форм дежурного, до боли знакомого и уже надоевшего всем популистского манипулирования обещаниями и лозунгами.
Алексей ПЛОТНИКОВ, доктор экономических наук, профессор
|