(Окончание. Начало в прошлом номере "ВН") Продолжаем публиковать заметки нашего корреспондента, побывавшего в составе делегации Национального Союза журналистов Украины в Стамбуле.
ОСОБЕННОСТИ ТУРЕЦКОГО "ШОППИНГА" Сегодня в глазах многих сограждан Турция - источник наполнения украинских рынков и магазинов ширпотребом. Правда, мешочников-"челноков" на маршруте Одесса-Стамбул уже практически не увидишь. Им на смену пришли фирмы, всяческие ООО, ЧП и МП, которые поставили товарооборот на стабильную основу. И если еще лет десять назад посетители николаевских "Эвиса" и "Колоса" пренебрежительно морщились: мол, турецкое барахло, - то сегодня продавцы на тех же вещевых рынках говорят: - Дорого? Так это же не китайская тряпка, а турецкая вещь!.. При отправлении в обратный путь наша "Южная Пальмира" была загружена под завязку большими и малыми матерчатыми тюками. Не только в грузовом трюме, но и на палубе на корме возвышалась гора этих самых тюков. (Кстати, через несколько дней после возвращения прочитал в прессе бодрый рапорт украинских СБУшников, которым именно в эти дни Президент Ющенко дал задание усилить борьбу с контрабандой. В рапорте фигурировала и наша "Южная Пальмира", на которой проверяющие обнаружили груза почти вдвое больше от официально заявленного). - Это все - на 7-й километр, - пояснил мне знающий коллега из деловой газеты. Закупки товара теперь в основном идут непосредственно на фабриках, у изготовителей, - так дешевле. Что касается таких, как мы, туристов, - то "скупиться" они могут в многочисленных магазинчиках, лавочках и лавчонках, образующих целые районы в разных частях Стамбула. Для нас самым близким оказался район Лалели - от стоянки теплохода буквально семь остановок трамвая. О стамбульском трамвае хочется сказать доброе слово особо. Очень комфортабельный, чистый и… довольно дорогой вид транспорта. Проездной жетон стоит одну лиру с копейками - по курсу это целый доллар. Купившие жетоны проходят через турникет на платформу и ждут. Ждать приходится недолго, трамваи (в сцепке несколько вагонов, как поезд метро) идут один за другим. На такси за то же расстояние нужно заплатить 4-5 лир. Если с компанией - так на так и выходит. Но на такси в старом и тесном центре Стамбула ездить стрёмно: местные таксисты лихачат похлеще наших. А если вдруг раздастся с минаретов усиленное динамиками пение муэдзинов, призывающих к молитве, - черноглазый таксист может и вовсе на ходу оставить руль, придерживая его животом, бросить ладони к лицу и начать усердно бормотать что-то, постреливая глазами из-под зажмуренных век на запруженную разномастными автомобилями улицу. Ощущения непередаваемые! Торговый район Лалели соседствует со Стамбульским университетом, в довольно плотной будничной толпе - много юных студенческих лиц. Народ в основном одет по-европейски, лишь кое-где замечаешь приметы восточной экзотики: то прошмыгнут мимо, потупив взоры, девушки с полузакрытыми лицами, то прошествуют груженные торбами местные, явно деревенские тетки, по глаза закутанные в платки. Торговля - удел мужчин. Если в лавочке и встретишь женщину - это почти наверняка наша соотечественница, то ли нанявшаяся в продавщицы, то ли подруга, иногда супруга, хозяина. Английский язык в Стамбуле непопулярен. Попытки расспросить что-то по-английски у прохожих, даже полицейских, - успехом не увенчались. Зато по-русски понимают многие, а в узких улочках торгового "заповедника" Лалели русским владеет практически каждый второй. Потому что главные покупатели здесь - наши. Еще дома предупреждали: в Турции надо торговаться. Азартно, весело, долго и самозабвенно. Это - национальная традиция. Ценников в турецких магазинах, как и на наших вещевых рынках, нет. Присмотрев нужную вещь, спрашиваете продавца: "Сколько?". В ответ он называет сумму, в полтора-два раза превосходящую ту, за которую вы ее в конце концов купите. Это надо знать. И он, продавец, знает - о том, что вы знаете правила игры. И вот вы с ним начинаете этот увлекательный матч - перекидывание мячика-цены, как в пинг-понге, друг другу. Ход игры зависит от вашего хладнокровия и его изворотливости, от времени, которым вы располагаете, даже от актерских способностей игроков. Вас угостят кофе или традиционным яблочным чаем, предложат пепельницу, принесут целую кучу вариантов того предмета, за который идет торг. Наконец, цена кожаной курточки, которую вы присмотрели, снижается до намеченного вами предела - вы ударяете по рукам и расходитесь, довольные друг другом. Вы - довольны, что не дали себя "облапошить" ("ишь ты, он двести долларов загнул, а я выторговал за сто!"). Он - еще более доволен: толкнул вам за сто долларов вещь, которая ему обошлась в пятьдесят. В другой лавочке, услышав начальную цену, я молча направился к выходу. Симпатичный чернявый продавец отчаянно кинулся вслед: - Господин, вернись, так нельзя, назови свою цену! Господин, торговаться надо, не ленись! Слегка пристыженный, я вернулся. И - получил по полной программе. Спустя двадцать минут я вышел из лавочки обалдевший, со слегка облегченным кошельком, держа в одной руке пакет с совершенно не нужным мне кальяном, в другой - пакет с табаком, специальными углями и другими причиндалами для курения кальяна, навешанными мне, как лапша на уши, якобы "в подарок". Вышел из пропахшей благовониями лавчонки, ошалело покрутил головой, разгоняя наваждение… Да, Восток - дело тонкое.
СТАМБУЛ – ГОРОД КОНТРАСТОВ Если вы собрались в Стамбул исключительно ради "шоппинга", вряд ли вам пригодятся мои советы - лучше консультироваться с теми, кто поопытнее в "челночных" делах. Наверняка найдется немало людей, которые смогут в деталях рассказать, где удобнее и выгоднее закупать товар, пользующийся спросом на нашем рынке: кожаные изделия, дубленки и шубы, обувь, текстиль, трикотаж и т.д, и т.п. Эти беглые впечатления - для тех, кто не утратил любознательности, кому зарубежные путешествия интересны не только ассортиментом товаров в магазинах и ценами на рынках. Вопреки расхожим представлениям о турках, как о бойких "джигитах", не пропускающих мимо себя ни одной блондинки, - мы не нашли в Стамбуле подтверждений этому мифу. Два дня я бродил по Стамбулу, имея на попечении двух молоденьких коллег прекрасного пола (обе - ярко выраженные блондинки), - и ни одного покушения на уличное знакомство, ни одного знойного взгляда или слова в их адрес! Впрочем, может, мы не там ходили… Компания девиц, переправлявшихся из Одессы в Стамбул на нашем теплоходе и коротавших сутки пути на диванчиках в холле, служившем общей курилкой, - похоже, могла бы многое поведать о теневых сторонах турецкого мегаполиса. Деланно громкие, развязные и потрепанные, попивающие то пиво, то кофе, и не выпускающие сигареты из ярко накрашенных ртов, они держались на теплоходе, как представители особой касты. Лениво перебрасывались матерными репликами с небритыми, явно турецкого происхождения, попутчиками, - о чем-то своем, темном для непосвященных. Сутки, не снимая сапог и дубленок, полулежа в креслах. Словом, вид у них был не только потасканный, но и просто усталый. - На работу едут, оторвы, - осуждающе покачала головой проходившая мимо пассажирка. - Вот собачья жизнь! Как оказалось, до "работы" девицы не доехали. Турецкие пограничники, сверившись с какими-то своими бумагами, просто не выпустили их из здания морского вокзала: видимо, барышни уже успели оставить о себе память в полицейских участках. Их определили в "обезьянник", подобие зала ожидания, где они вынуждены были, точно так же, в креслах, коротать время до отбытия "Южной Пальмиры" обратно в Одессу. Проституция в Турции не возбраняется законом. Район, где швартовался наш теплоход, называется Кара-Кёй ("Черная Деревня"). Кто помнит старый, еще советский кинофильм "Бег", - тот может представить себе этот отнюдь не фешенебельный, туземный район Константинополя, где после разгрома Врангеля и бегства из Крыма приютилась белая эмиграция. Говорят, у Кара-Кёя издревле и до сих пор дурная слава. Его населяют беднота, многочисленные мигранты из разных уголков мира, искатели приключений. Здесь - и наркотики, и оружие, и проституция, и всяческий криминал. Только здесь, в Кара-Кёе, из окна экскурсионного автобуса, мы видели полицейские бронетранспортеры, блокировавшие узенькие улочки, похожие на ущелья, и вооруженных автоматами стражей порядка на каждом квартале. Так вот, именно в этом районе находится несколько легальных публичных домов, хозяйка которых в прошлом году стала "чемпионкой" среди бизнесменов Стамбула по величине налогового взноса в местный бюджет. - Это очень уважаемая, почтенная госпожа, - сообщил нам гид Ахмет. - Ее даже чем-то наградили в мэрии, об этом писали в газетах…
ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО – "ЮЖНОЙ ПАЛЬМИРЕ" А теперь - несколько добрых слов о нашем средстве передвижения и о тех, кто организовал для украинских журналистов такое полезное и яркое путешествие. "Южная Пальмира" - большой грузо-пассажирский теплоход, точнее, паром, способный перевозить большегрузные и легковые автомобили, различные грузы и до 500 пассажиров. Одесса-Стамбул-Одесса - это постоянно действующая паромная линия: в понедельник отправление из Одессы, трое суток в Стамбуле, в субботу - возвращение. "Южная Пальмира" - это двух- и четырехместные каюты со всеми удобствами, включая душ. Это - бары и казино, тренажеры, музыкальный салон и дансинг. Для пассажиров стамбульского рейса теплоход служит и гостиницей, и рестораном с довольно приличным трехразовым питанием (все входит в стоимость билета). Цена путешествия не так уж высока - 320-360 долларов (в зависимости от класса каюты). Конечно, за экскурсии в Стамбуле нужно платить отдельно (каждая - порядка 30 долларов), но они того стоят. Хозяин "Южной Пальмиры" - судоходная компания "Укрферри" - охотно предоставляет возможности различным организациям и фирмам для проведения на борту "Южной Пальмиры" всяческих мероприятий: от научных конференций до корпоративных праздников. Инициаторами поездки журналистов, среди которых были руководители СМИ, руководители областных организаций НСЖУ, газетчики и тележурналисты, стали наши коллеги - пресс-секретарь Ассоциации судовладельцев Украины Александр Федоров и председатель Одесской организации Союза журналистов Юрий Работин. Совместили приятное с полезным: на борту "Южной Пальмиры" провели встречу с украинскими дипломатами, пресс-конференцию представителей ОЧЭС (Организации Черноморского Экономического Сотрудничества), профессиональные дискуссии. Юрий Работин, глава оргкомитета общенационального конкурса "Українська мова - мова єднання", воспользовавшись моментом, подвел итоги этого творческого состязания, который проводится уже седьмой год подряд, вручил награды конкурса. Приятная неожиданность ожидала и нас - медаль имени Пантелеймона Кулиша, которой оргкомитет отметил редакцию и редактора николаевской "Вечерки". "Никогда я не был на Босфоре. Ты меня не спрашивай о нем", - горько вздохнул когда-то Сергей Есенин. Нам повезло больше: мы на Босфоре побывали. И можем засвидетельствовать: впечатления - фантастические. Владимир Пучков. Фото автора, Ольги Тарабановой и Елены Журовецкой. Стамбул-Николаев. |