В ноябре состоялся не совсем обычный рейс "Одесса-Стамбул-Одесса" теплохода судоходной компании "Укрферри" "Южная Пальмира". На его борту находилась группа украинских журналистов, руководителей СМИ, активистов Национального Союза журналистов Украины, которые таким образом провели свое собрание. По договоренности руководства НСЖУ и компании "Укрферри" и при активном участии пресс-секретаря Ассоциации судовладельцев Украины Александра Федорова и главы Одесской организации НСЖУ Юрия Работина участники имели возможность пообщаться, подискутировать на профессиональные темы, встретиться с украинскими дипломатами, представителями Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС), побывать на экскурсии в Стамбуле. Кстати, компания "Укрферри" предлагает шире использовать возможности этого теплохода для творческих встреч на его борту, различных корпоративных мероприятий (например, коллективных праздников и т.п.) и обещает солидные скидки на осенне-зимний период. В поездке участвовал и представитель "Вечернего Николаева". Вот его беглые впечатления.
"НИКОГДА Я НЕ БЫЛ НА БОСФОРЕ" "Никогда я не был на Босфоре. Ты меня не спрашивай о нем", - когда-то горько посетовал Сергей Есенин. А я как раз только что оттуда, с Босфора - 20-километрового пролива, напоминающего "пуповину", которая связывает наше родное Черное море с Мировым океаном. Босфор не очень широк - не шире Южного Буга в Николаеве. Однако, говорят, глубины здесь - до 60 метров, а местами - и до 120-ти. По обоим берегам, высоким, холмистым, между Черным и Мраморным морями раскинулся Стамбул - потрясающий мегаполис, уникальный город, расположенный на двух континентах, одновременно в Европе и Азии. Численность населения в Стамбуле называют по-разному: кто 12, то 15, а кто и 17 миллионов человек. Видимо, точно не знает никто. Оценивают, как в старину, - по количеству потребляемого хлеба. Учитывая, что за счет миграции сельских жителей численность населения Стамбула увеличивается на полмиллиона в год и через каждые 12 лет удваивается, считается, что сегодня каждый пятый житель Турции живет в Стамбуле, протянувшемся в длину на 150 км и в ширину на 50 км. Словом, население Стамбула - это как треть населения Украины. На подходе к Босфору журналистов пригласили на капитанский мостик - полюбоваться панорамой. На мониторе - бутылочное горлышко пролива, перед которым столпились в ожидании разрешения на проход десятки кораблей и корабликов, судов и суденышек. Движение в Босфоре - оживленное, очередь - как перед Варваровским мостом в часы пик. Но наша "Южная Пальмира" - пассажирский теплоход, а пассажирам - зеленый свет. Конечно, с лоцманским катером впереди. Два часа шествия по Босфору до стоянки: невзирая на пробирающий до костей ноябрьский ветерок, топчемся на носовой палубе, от борта к борту, впитываем впечатления, щелкаем фотокамерами. Лучшую обзорную экскурсию трудно придумать! Один мост, второй мост. Наконец, "Южная Пальмира" степенно и неторопливо берет вправо: в европейский материк от Босфора врезается семикилометровый отросток-лиман - бухта Золотой Рог. Через залив тоже протянуты мосты, и у первого, Галатского, моста - наша стоянка. Самое-самое историческое сердце двухтысячелетнего города - Византии, Константинополя, Стамбула.
КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ У человечества короткая память. У "пересічного громадянина" - еще короче. Спросишь нашего соотечественника на коблевском пляже: "А что там, за морем?" - ответит: "Ясное дело, Турция". Нельзя сказать, что сограждане наши живут взаперти. Наоборот, за последние полтора-два десятилетия, из дееспособных и более-менее состоятельных, кажется, только ленивый не вырывался за рубеж. Маршрут "Украина-Турция" сперва освоили "челноки", завалившие наши барахолки заморской кожей и ширпотребом. Потом все чаще на турецкие пляжи стали ездить в отпуск, подсчитав, что в Крыму потратишь больше, а комфорта получишь меньше. Словом, Турция - она и есть Турция. Но, думаю, мало кто вспоминает, что турецкими эти земли стали всего лишь пятьсот с небольшим лет назад, после завоевания города воинственными кочевыми племенами турков-сельджуков, пришедших с востока. А до этого много веков на этой земле расцветала античная цивилизация, и назывался этот греческий город Византией, потом Константинополем, считался второй столицей мира - "вторым Римом", и именно здесь зародилась восточная ветвь христианства - православие, откуда пришло оно в Киевскую Русь. Как причудливо распорядилась этой землей история! И как причудливо переплетаются в нынешнем облике турецкого Стамбула черты разных цивилизаций и религий - античной, христианской, мусульманской. Нам повезло с экскурсоводами: водя нас по древним площадям и храмам, и терпеливый, невозмутимо-ироничный Абдулла, и живой, как ртуть, жизнерадостный Ахмед деликатно напоминали полузабытые страницы школьных учебников истории, то и дело тактично подчеркивая черты сходства христианства и ислама. Своеобразным символом, породнившим два соседних народа, напоминающим о веках жестокого соперничества и тесного союзничества, стала Роксолана - поповская дочка с Ивано-Франковщины, оказавшаяся волею судеб женой выдающегося лидера Османской империи султана Сулеймана Законодателя. По-турецки украинку-султаншу звали Хуррем, была она матерью следующего падишаха Селима Второго и принимала самое активное участие в государственных делах. Усыпальница Роксоланы, где мы побывали, находится на территории одного из самых больших и почитаемых храмов - мечети Сулеймание, построенной в 16-м веке. Само собой, одним из наиболее значительных памятников Константинополя является храм Айя-София ("Святая Мудрость"), по масштабам и архитектурной ценности сопоставимый лишь с собором Святого Петра в Риме, а по судьбе - уникальный. Сооруженный в VI веке, храм был местом коронования византийских императоров. За полтора тысячелетия он претерпел множество испытаний. Пережил пожары и землетрясения, войны и мятежи, нашествие крестоносцев. После завоевания Константинополя турками Айя-София была превращена в мечеть. Сегодня это музей, в котором причудливо и бережно переплетены черты христианства и ислама, святыня для приверженцев обеих вер. Сохранившиеся и трепетно восстановленные мозаичные изображения и фрески Айя-Софии - поистине чудо, осмысленно прикоснуться к которому - счастье.
"БЫЛ В ГАРЕМЕ. НИЧЕГО ОСОБЕННОГО…" Да, так уж случилось, что довелось и в гареме побывать. В комплексе дворца Топкапы, являвшегося на протяжении 400 лет центром управления Османского государства - одной из трех крупнейших империй мира, - гарем занимал особое место. Но не надо скабрезно ухмыляться. По сути, гарем - это часть дворцового комплекса, где жила многочисленная семья падишаха с прислугой. Семейный дом, так сказать. Если весь комплекс султанского дворца Топкапы - это государственная резиденция, административный центр империи, что-то вроде московского Кремля, то гарем в нем - тщательно отгороженная и охраняемая от посторонних глаз территория, где проходила частная жизнь османских владык, а также их домочадцев и обслуживающего персонала. Надо заметить, что создавала этот семейный уголок наша неугомонная землячка Роксолана (до этого дворец Топкапы был исключительно административной резиденцией, а султанские семьи жили в другом, старом дворцовом комплексе Баязит). "Переселение султанских династий и их семей во дворец, - отмечается в путеводителе, - усилило главенствующую роль падишахских жен в жизни гарема и в управлении государством". Иными словами, если предшественницы Роксоланы были заняты исключительно женскими заботами, в основном, мечтами о том, как бы родить своему властителю наследника, и даже не помышляли совать нос в государственные дела, - то наша незаурядная соотечественница, взявшая себе турецкое имя Хуррем, никак не могла удовлетвориться традиционным для гарема времяпрепровождением и не просто "подставила плечо" властительному супругу, но и - руки в боки, как истинно украинская молодица - взялась управлять "ихним" государством. А что? Гарем являлся запретным миром для посторонних. Исключение составляли сам падишах и его ближайшие родственники, приближенные. Сюда могли допустить только врачей, учителей принцев и музыкантов. Но только - если они правоверные мусульмане. Кроме жен и матери-султанши, в гареме жили юные принцы, будущие наследники престола, или же наследники, не достигшие совершеннолетия, а также их сестры и слуги, обслуживавшие многочисленных обитателей этого городка. По поводу количества жен - тут по-разному. Некоторые из падишахов строго придерживались исламских законов и имели 4-х жен. Некоторые же, отличавшиеся то ли бурным темпераментом, то ли повышенной самооценкой, имели в гаремах сотни жен. Прислужницами в гареме были наложницы, а также девочки, привезенные из захватнических походов в младенческом возрасте. Женщины, ставшие супругами падишахов и родившие детей, получали право на "жилплощадь" - отдельное помещение. Иные же продолжали свою жизнь в гареме, прислуживая и выполняя приказы падишаха, или же выходили замуж за богатых сановников высшего ранга, после чего обретали свободу. Многие обитательницы гарема - падишахские жены, наложницы, служанки - попадали сюда или с невольничьих рынков, или в качестве подношения владыке. Красавиц привозили не только с разных концов Османской империи, но и со всего света, заставляли менять имя и веру. Несмотря на пышность, блеск и великолепие дворцовой жизни, существование в гареме было сродни тюремному заключению. Поскольку в династии Османов султанат передавался по наследству старшему сыну, самой большой мечтой султанш и наложниц было произвести на свет наследника престола. Только таким образом могло быть гарантировано их будущее и право на обеспеченную старость. Только таким образом жены и наложницы становились "хасеки" (фаворитка, любимая жена). С другой стороны, между любимицами падишаха и владычицей гарема султаншей-матерью разгорались неутихающие распри. Султанша-мать властно ведала всеми делами. В гареме ей было отведено более 40 комнат (из приблизительно 300 помещений, составляющих ныне городок гарема) и большое количество прислужниц. Представить себе этот образ жизни в "золотой клетке", это женское царство с его интригами, капризами, завистью и бездельем - жить не захочется! Допускаю, что некоторые султаны с головой погружались в государственные дела или уходили в боевые походы - лишь бы подальше от этого семейного террариума. Интересно, что гарем во дворце Топкапы, еще при строительстве, в 16-м столетии, был оснащен такими благами цивилизации, как турецкие бани и бассейны, водопровод и канализация. Надо ли напоминать, что в Париже в ту пору помои и содержимое горшков выплескивали под ноги, а в наших Варваровке и Матвеевке ни канализации, ни водопровода нет и поныне!.. Тем впечатляюще выглядит в наших глазах акведук, построенный византийским императором Валенсом в 375 году, который до 16 века действовал и использовался для доставки в город воды с пригородных холмов и заполнения колоссального (на 100 тыс. тонн воды) подземного водохранилища Базилика. Владимир Пучков. Фото автора. (Окончание в следующем номере). |