С 10 октября в художественном музее им. В.Верещагина экспонируется выставка произведений мастера народного творчества Евгения Зайцева. Он ушел из жизни в 2001 году, но оставил яркий след как в истории декоративно-прикладного искусства, так и в душах всех тех, кто его знал и имел счастье с ним работать или у него учиться. Потому что был настоящим интеллигентом: скромным и неконфликтным, добрым и бесконечно влюбленным в творчество. Судьба Евгения Зайцева интересна сама по себе. Его жизнь неразрывно связана с Россией и Украиной: родился он в Витебской области, но юность его прошла в Севастополе. Окончил режиссерский факультет Московского института культуры, работал в Тамбовском филиале этого института - преподавал студентам режиссуру и актерское мастерство. Как преподаватель режиссерского мастерства начинал свою трудовую деятельность и в Николаеве в 1974 году - на кафедре режиссуры Николаевского культурно-просветительского факультета Киевского государственного института культуры. Затем продолжил свою преподавательскую деятельность на курсах художников-оформителей областного научно-методического центра народного творчества. И все это время не изменял своему хобби - резьбе по дереву. Поэтому неудивительно, что стал членом творческого объединения "Прибужье", начал работать в Николаевском фонде Союза художников Украины. Работы Евгения Зайцева тех времен хорошо известны: он принимал участие в оформлении уголка отдыха Дома ребенка (монументальные скульптуры "Баба Яга" и "Леший" - плод его творчества), детского городка "Сказка" ("Карлсон" и "Буратино"). Но активная жизнь Евгения Петровича как мастера народного творчества началась в 1983 году: за свою творческую жизнь Евгений Зайцев был участником 51 выставки - как всеукраинских, так и международных. Его талант и мастерство не могли быть незамеченными государством - в 1992 году Указом Президента Украины ему было присвоено звание заслуженного мастера народного творчества. А в 1993 году в НФ КНУКиИ была открыта кафедра декоративно-прикладного искусства, и Евгения Петровича пригласили вести направление "Художественная обработка дерева". Добавим, что именно Зайцев и его ученики, можно сказать, индивидуализировали здание НФ КНУКиИ - столько резных панно и композиций, которые украшают корпус университета на ул.Декабристов, 17, нет, пожалуй, ни в одном филиале вуза. - Знаете, он всегда разговаривал с деревом, - вспоминает о Евгении Петровиче его ученик Юрий Одробинский, который сейчас продолжает традиции Зайцева, ведя направление "Художественная обработка дерева" на кафедре декоративно-прикладного искусства. - И если видел, что в чурочке заключен женский образ, всегда говорил: "Барыня-сударыня, я не могу с тобой работать - я же с мужиками работаю". Действительно, в творческом наследии Евгения Зайцева очень мало женских образов. Вот только поправим мастера: он "работал" не с мужиками, а с мужичками. Говорят, каждый художник наделяет создаваемые им образы собственными чертами. И понять, каким был Евгений Петрович, сможет каждый, кто познакомится с его работами, выставленными в художественном музее им.В.Верещагина. На посетителей глядят улыбающиеся, иногда лукавые мужички - представители разных профессий ("Водолаз", "Лодочных дел мастер", "Кузнец", "Бакенщик" и т.д.). Первое, что бросается в глаза, - они получают огромное удовольствие от собственного труда и от жизни как таковой (например, "Мы с котом"), от общения с природой (работы "Привет, птица!", "Защитим природу!"). Только в более поздних работах появляется философский подтекст - таковы его "Выход", "Пророк", "Диссонанс", "Старик со старухой". Но они не становятся более мрачными - так бывает, когда художник осознает свою жизнь со всеми ее трудностями и превратностями, однако принимает ее такой, какая она есть. В целом, наверно, к работам Евгения Зайцева вообще не применимо такое определение, как "мрачность" или "холодность". Все они словно пропитаны теплом его рук и его любовью. Как вспоминает Юрий Одробинский, своим ученикам мастер говорил: "Не надо делать из фонарного столба спичку". Надо увидеть образ и только освободить его. А вообще, Евгений Петрович очень бережно относился к каждой чурочке, учил молодых учеников работать с деревом так, чтобы оно "заиграло", учил их самостоятельно изготавливать инструменты, для которых годилось все: рессоры, супинаторы, обломки шпаг. "Инструмент должен быть продолжением руки", - говаривал мастер, и эти слова запомнились тем, кто учился у Евгения Петровича искусству понимать и "слышать" дерево. А это он умел делать превосходно. Дело Евгения Зайцева продолжают его ученики. Нет, речь не идет о плагиате или "списывании" приемов мастера народного творчества, потому что Евгений Петрович учил ребят прежде всего творить. И, как говорит Юрий Одробинский, если уже его ученик станет великим мастером, то это будет и победа Евгения Петровича Зайцева. Виктория Тонковид. Фото Александра Кремко. |