Весной 2007 года республиканская специализированная газета «Директор школы» опубликовала имена победителей Всеукраинского конкурса «100 лучших руководителей школ Украины». Среди них - и пятеро николаевских директоров учебных заведений. В номинации «Стратегия и развитие учебного заведения» победителями стали Сергей Бережной, Первая украинская гимназия им. Н. Аркаса, Дина Зинченко, СОШ I- III ступени №3, Анна Матвеева, СШ искусств и прикладных ремесел I-III ступени (экспериментальное учебное заведение всеукраинского уровня «Академия детского творчества»), Сергей Сичко, Муниципальный коллегиум. В номинации «Внутренняя и внешняя коммуникация» - Николай Матиюк, СОШ I-III ступени №1 им. Олега Ольжича. Конкурс проходил под эгидой Ассоциации директоров школ Украины, Министерства образования и науки. Надо сказать, что Николаевская область блеснула в этом конкурсе: никакая другая не могла похвастать таким количеством победителей. «По следам» всеукраинских директорских «соревнований» недавно родился и областной конкурс: впервые наш губернатор Алексей Гаркуша учредил областную премию ста лучшим работникам образования Николаевщины. Вручали ее совсем недавно, 27 сентября. И вновь в «строю» победителей - директор «Академии детского творчества» Анна Матвеева. Это становится закономерностью, и не случайно. За свою почти 14-летнюю историю школа, возглавляемая ею, стала известной не только в Украине, но и в ближнем - Россия, Молдова, и в дальнем зарубежье - Германия, «накопив» такое количество наград и отличий, что иные и за сто лет не собрали и не соберут. Чего стоит только награда Международного Дома Романовых - копия яйца Фаберже, врученная представителями Дома в 1999 году за лучший проект детского фестиваля! Имелся в виду Международный детский фестиваль «Золотий лелека», инициатором и разработчиком которого стал коллектив школы под руководством Анны Дмитриевны. Она с гордостью говорит о том, что более 600 учащихся школы являются победителями и призерами разнообразных конкурсов и олимпиад от районного до международного масштаба. И с удовольствием демонстрирует школьные стены, на которых «живого места» нет от Грамот и дипломов. Особое место занимают стенды-выставки призовых работ. Такого количества классной керамики, ювелирных украшений, деревянно-резных изделий, «соломенных бычков» и вышитых плахт не увидишь порой и на хорошей специализированной выставке «старших товарищей» по цеху народных ремесел. Кстати, работы учащихся школы украшают собой и стены здания Совета Европы в Страсбурге, посольств Украины в Греции, Германии, Польше, красуются на обложках журнала «Начальная школа»... 850 ребят, получающих «профильное» образование, нацеленное на развитие творческого потенциала, заложенного в ребенке природой, не забывают и о «среднем», с удовольствием занимаются спортом - Анна Дмитриевна рассказала о том, что недавно вверенная ей школа заняла первое место в области в конкурсе на лучшую спортивную базу и второе - в Украине. «Школа, то есть, наша Академия детского творчества, - говорит директор, - не имеет себе равных в стране по структуре.» И действительно: во время нашей с директором «экскурсии» по этажам можно было в этом убедиться - обучение индивидуализировано настолько, насколько возможно. Педагоги занимаются со всеми и с каждым в отдельности. Педколлектив школы, среди которого немало членов Союза художников Украины и других творческих организаций, разработал 52 авторских программы по профильным предметам и новую модель учебного заведения художественно-эстетической направленности, провел апробацию программного и учебно-методического обеспечения... Нельзя объять необъятное: рассказ об «Академии детского творчества» мог бы занять куда больше газетной площади, не обойдя ни юных ткачих и вышивальщиц, ни театр моды, ни живописцев, ни оркестры народных и духовых инструментов. Здесь каждый ребенок мог бы развить свои таланты. Но прием в школу нового типа ограничен. И это правильно, иначе у нас бы не было ни юристов, ни строителей, ни ученых, ни журналистов. Но все же, побродив по этим тихим школьным этажам начинаешь жалеть о том, что в твоем детстве таких школ не было. Чувство «белой зависти» проходит за порогом, но все-таки, все-таки... Выпускники «школы Матвеевой» находят себя рано, больше половины их продолжает профильное обучение народным ремеслам в вузах и училищах. Кое-кто уже всерьез работает ювелиром - на Киевском ювелирном заводе, например, или имеет собственную мастерскую. А одна из выпускниц рисует «мультики» не где-нибудь, а на студии Уолта Диснея в самом Голливуде: молодым отсюда есть дорога, и дорога эта - в яркую и прекрасную жизнь! Анна Дмитриевна, взахлеб рассказывающая об успехах своего авторского «второго дома», как всегда, забывает вспомнить о личных достижениях. Приходится напоминать. У нее «в активе» множество свидетельств признания ее многолетнего труда: Почетный Знак (Золотая брошка) проекта «Ярославна», медаль «Независимость Украины» Международного Академического рейтинга популярности «Золотая фортуна -2003», звание «Горожанин 2003-го года» в номинации «Средняя школа», Грамоты Министерства образования и науки и Министерства культуры и искусств Украины, Института педагогики АПН Украины, управлений образования области и города, мэра Николаева, Почетный Диплом I Международного фестиваля детского творчества «Московская весна - 2006». И огромный список опубликованных научных работ. Странно, но при всем при этом становиться директором школы Анна Дмитриевна никогда не собиралась. Но идея создания новой школы творческого, интеллектуального и духовного развития человека подвигла бывшего учителя обслуживающего труда, а затем русского языка и литературы, на эту стезю. Начальник Заводского районного отдела образования П. Редька в конце концов сказал ей: «Сама придумала - сама и тяни!» Кроме «семьи и школы» в ее жизни есть и другие интересы: общественная деятельность (10 лет А. Матвеева возглавляет областную организацию Всеукраинского женского объединения «Дiя»), общение с природой и... автомобиль - 30 лет за рулем, почти профессионал! Но, возвращаясь к 12-летнему директорству Анны Дмитриевны Матвеевой, не будем забывать о главном: ей мало самой знать и уметь что-либо. Она дарит свои знания и умения другим, чтобы те меняли свою жизнь к лучшему, наслаждались творчеством и ценили каждый свой день. Елена Кураса. |