Кабинет Министров утвердил перечень мер по сдерживанию инфляции нынешнего года на прогнозном уровне — 7,5 процента годовых. Об этом сообщил министр экономики Анатолий Кинах. По его словам, несмотря на то, что в первом полугодии индекс потребительских цен составил 4,2 процента, что является одним из самых умеренных показателей нескольких лет динамики, имеют место существенные факторы, могущие помешать достижению амбициозного прогноза. В частности — речь идет о росте цен на энергоносители на мировом рынке, где нефть уже достигла абсолютного рекорда в 79 долларов США за баррель. Неблагоприятной конъюнктуре правительство намерено противопоставить совместные действия на рынке с нефтетрейдерами, обусловленные специальними меморандумами. Собственно, ничего нового. До сих пор договоренности о ценовых коридорах, которые исчисляются на заседаниях Экспертно-аналитической группы, интересовали преимущественно нефтетрейдеров, усматривающих в этом своего рода фиксацию своих доходов. К слову, сейчас стоимость литра А-95 колеблется в диапазоне 4,50—4,80 гривны. Потребители не сомневаются в том, что при первой возможности розничный сегмент рынка, работающий по принципу торговых сетей, поспекулирует самой ходовой маркой бензина. 10—15 копеек на литре для трейдера — это бизнес, для потребителя — удар по карману. Мы покупаем бензин в полтора раза дороже, чем россияне, хотя цена на него почти та же. Потому что в июне средняя заработная плата россиян составляла почти 460 долларов США в месяц, а у нас — около 300. Экономических предпосылок для подорожания А-95 нет — его на рынке более чем достаточно. Впрочем, как считают эксперты, такие предпосылки есть для подорожания дизтоплива. Во-первых, в разгар полевых работ на него наибольший спрос. Во-вторых, он по той же причине недооценен. Но Анатолию Кинаху оптимизма не занимать: «Мы рассматриваем работу только в рамках меморандума, а также четких мер по созданию необходимого баланса спроса и предложения, то есть через насыщение рынка нефтепродуктов, предотвращение монопольных сговоров». Беспокоит правительство и плохая погода, вызывающая ценовые колебания на продовольственном рынке. По предварительным данным, от засухи пострадало 1,1 миллиона гектаров посевов, аграрии недосчитаются почти миллиарда гривен. Причем дотации (пока 120 миллионов гривен) большей частью разделили между собой три области: Николаевская, Херсонская и Одесская, другие не получили даже половины от заявленного. Иначе говоря, существуют серьезные риски снижения кормовой базы животноводства из-за дефицита фуражного зерна, а значит, и дальнейшего сокращения поголовья скота и свиней, подорожания мяса и мясопродуктов. Обиднее всего то, что бороться с контрабандой становится, по существу, невыгодно. Однако министр экономики успокаивает: «Мы рассматриваем потребность четких, согласованных действий по переходу на зерно нового урожая, чтобы минимизировать ценовые всплески». Еще один инфляционный риск Анатолий Кинах видит в изменчивости мировых цен на металлопродукцию. Если цены на металл начнут падать, а отрасль — тормозить, это непременно скажется на темпах экономического роста, следовательно — ухудшит общий инфляционный климат. О других, не менее весомых, факторах министр экономики Анатолий Кинах почти не распространялся. Так что добавлю. Достижение довольно амбициозного годового прогноза инфляции возможно только при условии хорошо продуманного расходования средств с Единого правительственного счета в Госказначействе. Это миллиарды гривен (о точных размерах спорят), коих достаточно для того, чтобы спровоцировать инфляционный всплеск типа того, что мы имели после событий в конце 2004 года. По действующему законодательству эти средства предназначены для погашения перманентных кассовых разрывов госбюджета (между доходами и расходами), однако похоже на то, что расходы уже финансируются без учета бюджетной росписи. Иначе не было бы так трудно объяснить, почему ассигнования на социальную сферу из общего фонда бюджета в июне меньше, чем в мае (4,99 миллиарда гривен против 5,2 миллиарда). Откуда, как не от правительства, пришли средства в местные бюджеты для введения второго этапа тарифной сетки? А если так, то хватит ли их и вытеснят ли они с потребительского рынка очередной всплеск цен? Вне сомнения, министр экономики Анатолий Кинах знает больше, чем говорит. Поэтому жаль, что о таких факторах, как стоимость жилищно-коммунальных услуг, неустойчивая конъюнктура цен на сырьевой импорт (прежде всего — подорожание природного газа), почти ничего не сказано. А именно из-за того, что правительство не знает, по каким ценам россияне будут продавать природный газ в следующем году, в его прогнозах легко усомниться. Прежде всего — в прогнозе экономического роста на 2008 год, утвержденном Кабинетом Министров в минувшем месяце. Эксперты считают, что и этот прогноз недооценен, настаивая на том, что потребительские цены в следующем году возрастут на 11 процентов (консенсус-прогноз), а не на 6,8, как планирует правительство. Источник: www.golos.com.ua |