Кажется, у меня уже был заголовок, взятый из старой "Песенки о николаевском трамвае", которую сочинили еще во времена появления на улицах нашего города этого транспортного средства. Но тогда речь шла вообще об истории трамвая и его роли в жизни города. Сейчас же заголовок действительно в масть, потому что приходится говорить о картине, а точнее, о серии картин молодого николаевского художника, члена Союза художников Украины Рустама Мирзоева. Выставка "Полуденный маршрут" - завершающая в этом сезоне в галерее "На Спасской,45". А Рустам Мирзоев, как всегда, удивил. Но не усложненным абстрактным современным искусством, а простотой взгляда на обыденную жизнь, ту, которая всегда рядом и которую даже перестаешь замечать. Или она настолько въедается в кожу и надоедает, что думать об этом тошно. А чтобы догадаться об этом писать картины, - не каждому придет в голову. - Однажды я задумал написать серию работ о нашем городе, - говорит Р.Мирзоев. - И даже делал попытки, но все оказались неудачными. Но как-то ехал в трамвае. Вернее, долго ждал его на остановке, потом толпа внесла меня в вагон, потом, обливаясь потом и опустив глаза, я стоял вдавленный в его чрево и спрессованный в одну общую массу... Видел только отрывки из этого реального "кино" - нога, сумка, оборванный край бабушкиной юбки, ступеньки. В общем, ощутил все прелести этого транспортного средства на своей шкуре. Серия работ на эту тему не сразу пошла как по маслу, я ее вымучил. На выставке можно проделать вместе с автором этот "Полуденный маршрут", погрузившись с николаевскими пассажирами в "Тройку". Вот "Ступени", "Передняя" (дверь), "Задняя", "Средняя", "Окна", "Кабина", "2059" - это и есть названия работ. Вот чья-то сумка, набитая колбасой, рыбой, помидорами. Над передней ступенькой зависла чья-то нога, владелец которой пытается всеми силами втиснуться во внутрь вагона. До боли узнаваемые картины, реалистичные, даже слишком. Но сколько ассоциаций и воспоминаний вызвала живопись молодого художника у посетителей выставки! - Я помню эти картинки со времен своей учебы в Южнославянском институте, - рассказывает искусствовед Александра Филоненко. - Стою на остановке в середине дня и солнцепека. Жду трамвай. Это длится, конечно же, вечность. И вот, когда вечность почти истекла, в зыбком мареве из-за дуги горизонта выползает огромная железная гусеница. Эта штука с лязгом прет на нас, пышет жаром от своих раскаленных на солнце металлических боков и нутра, жутко грохочет и повизгивает. Со скрежетом трамвай останавливается, дергается и разверзает свое брюхо на уровне моих глаз. И тут я вижу картинки, которые теперь на выставке. Из-за огромности механического чудовища и утомленности солнцем я воспринимаю лишь фрагменты: ступеньки, ноги, пакеты и сумки, чье-то лицо за грязным стеклом высоко у меня над головой, красный рифленый бок с голубой полосой, какие-то цифры на борту, черноту под брюхом трамвая... Я думаю, что не только у меня эти работы вызовут ощущение дежавю. Но что важнее всего - это то, что в этих работах, построенных на излюбленном Мирзоевым минималистском ходе, когда полномочным представителем большой реальности становится совсем небольшой ее фрагмент, живет дух юга и лета. Это самая позитивная выставка за последнее время. Она немного "делириумная". Написанная словно через прищуренные глаза с блуждающим взглядом. Просто документально-реалистично! Рустам Мирзоев родился и вырос в Николаеве, в семье художника. Его отец, Евнан Мирзоев, известный в городе живописец. Младший брат Денис - тоже учился в художественном училище. Но все они разные, каждый шел к искусству своим путем. Рустам Мирзоев окончил Симферопольское художественное училище. Многому научился у отца. Но копировать не стал. В поисках самого себя отправился с друзьями в Санкт-Петербург, в город с древними традициями в живописи, где для творческого человека всегда есть чему поучиться. Рустам даже поступил в Академию художеств, но для иностранцев, каковыми для Питера являются теперь украинцы, там выставляется баснословная плата за учебу. Работать и учиться оказалось неподъемным для молодого художника. И все же, Рустам Мирзоев жил какое-то время в Санкт-Петербурге, оттуда в Николаев вернулся совсем другим человеком, непохожим на растерянного выпускника художественного училища. Он видел мир уже своими глазами, "кушал" не все подряд, а стал выбирать только изюм. Или - горький перец... Этим Рустам Мирзоев и стал заметен в Николаеве, да и в других городах. Его работы время от времени отбирались на различного уровня выставки. Одна из них - коллективная "Южная парадигма", состоявшаяся в Николаеве и Киеве, заинтересовавшая многих любителей авангарда. Последняя персональная выставка Р.Мирзоева - "Визуальная токсикация", состоявшаяся в мае этого года в галерее "Цех" в Киеве. Что это? - Это переваривание вчерашнего дня, сна, телевидения, - говорит Рустам Мирзоев. - Каша, созданная из потока информации, которой набивает человек свою голову на протяжении всего дня. Вот и я проснулся утром и попытался разобраться во вчерашнем дне. На выставках в различных городах молодой художник представляет г.Николаев. В этот город Рустам Мирзоев вписался, а точнее, он отсюда и не "выписывался". Потому что этот город его породил как художника, создал для него благоприятную среду, дает пищу для размышлений и творчества. Здесь его приняли в Союз художников Украины, здесь он дышит своим воздухом, ходит по знакомым улицам. Это только на первый взгляд кажется, что выставка "Полуденный маршрут", закрывающая сезон в галерее "На Спасской,45", далась художнику легко. Он долго гонялся за трамваями, катался в душных вагонах, фотографировал картинки из жизни, пробовал писать - не то. И наконец - получилось. Может быть, это только первая серия живописных работ о жизни нашего города. Не парадной, а такой, как есть. "В Николаеве еще есть что копать", - пошутил художник. А может, и не копать, а просто приглядеться. Екатерина Наточа. Фото автора. |