АФИША

  Доска объявлений   |   Создать опрос   |   Разместить анонс в «Афишу Николаева» Я Очевидец!  |  регистрация  |  вход  

Новости по теме: Власть и политика

«Шашечки» или ехать?

07 сентября 2011 15:40
Автовокзал «Николаев» как стоял, так и стоит. И не собирается переезжать…
Автовокзал «Николаев» как стоял, так и стоит. И не собирается переезжать…

Вспоминается старый анекдот. Столичная дамочка на одесском вокзале пытается нанять такси. Колоритный «бомбила» приглашает ее в салон автомобиля. Дамочка вопрошает: «А где же «шашечки»? На что получает вполне резонный ответ в одесском духе, вопросом на вопрос: «Вам «шашечки» или ехать?». Конечно, ехать!


Анекдот этот вызвала в памяти недавняя реплика депутата горсовета Сергея Исакова в адрес вице-мэра Сергея Васюкова по поводу упорядочения маршрутной сети городского и пригородного транспорта. К сожалению, словесная пикировка не вышла за рамки терминологической дискуссии. А вопрос-то требует рассмотрения по существу. Ведь ежедневно тысячи пассажиров городских и пригородных автобусов (микроавтобусов, маршрутных такси, маршруток) испытывают неудобства, а две ветви власти на полном серьезе дискутируют, обустраивать ли места пересадок и ожидания городского и пригородного пассажирского автотранспорта, и если да, то как их при этом называть: «автовокзал», «автостанция», «павильон ожидания» или как-нибуть еще.

Да хоть горшком назовите, только в печку не суйте!

 Маршрутная сеть пассажирского транспорта в Николаеве сложилась под влиянием ряда обстоятельств. Их надо бы учитывать, а ссылаясь на давнюю историю города, как это делает С.Исаков, хорошо бы учитывать и новейшую.

Сергей Михайлович пишет: «Дореволюционные  «автостанции» располагались на окраинах Николаева в Варваровке, Спасском и на Херсонской заставе. Они  обслуживали пассажиров на одесском, киевском и крымском направлениях.  В город «междугородних извозчиков» не пускали. Люди подъезжали на пролетках к дилижансам, пересаживались и отправлялись в дальний путь».

Резонно спросить: «автостанции» это были, «автовокзалы» или павильоны ожидания? Как их в те времена определяли нормативные документы для транспортной инфраструктуры? Или власти просто руководствовались здравым смыслом и удобством горожан? Были ли, кроме междугородных и городских, еще и пригородные извозчики? И как в эту систему вписалась сначала конка, а потом и трамвай?

Николаев с тех времен увеличился в размерах и по численности населения примерно в пять раз. Значительно возросла мобильность граждан, сложились массовые пассажиропотоки. На смену пролеткам и дилижансам пришел, как институт, городской маршрутный пассажирский авто- и электротранспорт, личный автомобиль стал массовым явлением. Городское такси можно вызвать в любую точку города и пригорода даже с мобильного телефона. А вот уличная сеть, заданная географическим положением города, со времен дилижансов изменилась мало: все те же два моста на одесском и киевско-кировоградском направлениях, и узкое дефиле - на днепропетровском и херсонско-крымском.

Объездная дорога вокруг города упирается в отсутствие «японского» моста, и поэтому мало используется для построения маршрутов городского и пригородного пассажирского транспорта. А строительство скоростных дорог по набережным рек, как это принято в других городах, не ведется из-за необходимости больших капитальных затрат. Меняется миссия города, из города корабелов он становится городом перевалки грузов, городом портовиков, возрастает потребность в дорогах, ведущих в портовые зоны, а здесь достижения хоть и ощутимы, но недостаточны. Безусловным позитивом является расширение просп. Октябрьского и ул. Скороходова, недавно выполненный  ремонт объездной дороги в Корабельном районе, да дорога от Кульбакино к с. Николаевское, проложенная благодаря настойчивости Народного депутата Украины А.Кузьмука. Дискуссии ведутся вокруг направления на Намыв через ул. Индустриальную, и надо бы их заканчивать, и побыстрее  строить современную дорогу, что вполне по силам городу. Было бы желание у властей.

Дорожная инфраструктура города развивается недостаточно: нет мостовых и подземных пешеходных переходов, двухуровневых развязок, новых светофорных объектов, «пробки» стали обычным явлением на Октябрьском проспекте (особенно на железнодорожном переезде в Корабельном районе), на Пушкинском кольце, на ул. Никольской и Большой Морской и в других местах.

Все это накладывает отпечаток на маршрутную сеть городского транспорта, которая обслуживается, в основном, автобусами малой и средней вместимости, а не городским электротранспортом, как это принято в европейских городах, да и в ряде украинских, где городские власти более дальновидны.

Но «маємо, що маємо…»

Маршрутная сеть в Николаеве в 90-х годах прошлого столетия складывалась примерно так, как в Англии прокладывают пешеходные дорожки: где протопчут тропинки, там их потом и построят. Конечно, частные автопредприятия проторили маршруты не без коммерческой выгоды для себя. Но ведь не надо забывать, что выгода коммерсанта рождается из потребности пассажира – маршрутки ходят там, где есть пассажиропоток. Власть может влиять на ситуацию через городской заказ, формулируемый на конкурсе на право обслуживания маршрутов,   через  введение графиков движения на социально важных, но неприбыльных направлениях и, главным образом, через улучшение  потенциально важных, но пока «непроезжих» дорог.

Понятно, что каждый маршрут имеет начало и конец. И если необходимость обустройства остановочных павильонов по ходу маршрута (особенно в центре города) осознали даже не очень смышленые люди, то о потребности их обустройства в концевых точках на окраинах города не думает ни бизнес (нет выгоды – нет бизнеса), ни власть – в силу имманентно присущего ей «пофигизма».  

Однако эту потребность сформулировал (может, не в очень изящных выражениях) молодой и еще не испорченный властью вице-мэр Роман Васюков, и немедленно получил «по башке» от  старшего товарища,  Сергея Исакова, все еще мыслящего в терминах «пролеток» и «дилижансов».

Чтобы яснее было, о чем идет речь, попробуем назвать «концевые точки» николаевских маршрутов городского транспорта. Это Намыв, Варваровский мост со стороны города (вместе с университетом Сухомлинского и сквером Шевченко), Варваровка, Северный, Терновка, Матвеевка, Большая и Малая Корениха, Ракетное урочище, Дубки, Мешковское кладбище, Новый и Старый железнодорожный вокзалы, Казарского, Кульбакино, а в Октябрьском – «Белая акация», завод «Океан» и Балабановка. 



Просмотреть "концевые точки" на карте большего размера

Не меньшую роль играют «внутригородские пересадочные узлы», в первую очередь, конечно, просп. Ленина угол ул. Советская, а также просп. Октябрьский угол ул. Чигрина, просп. Октябрьский угол ул. Космонавтов, а в Корабельном районе – «Белая акация».

Не нужно читать нормативные документы Министерства инфраструктуры и т.п., чтобы понять: в «концевых точках» и на «внутригородских пересадочных узлах» (независимо от того, прописаны эти термины в быстро стареющих нормативных документах или нет) должны быть скамейки для отдыха пассажиров и водителей, объекты быстрого питания и, прошу прощения, туалеты (прописаны они в законах или нет). А в «пересадочных узлах» еще неплохо было бы иметь удобные тротуары и съезды с них – для безопасного пешеходного перемещения с багажом, детскими колясками и для инвалидов-колясочников.

Конечно, инфраструктура в местах ожидания транспорта и пересадок пассажиров постепенно (но очень медленно) создается, главным образом, за счет инвестиционных средств и инициативы отдельных, неравнодушных к развитию города предпринимателей, использующих всякую возможность для улучшения своего дела.  Власть, вместо того, чтобы административными мерами поддержать эти устремления (например, своевременным выделением земельного участка), «на всякий случай» эти инициативы «рубит на корню». Так было, например, со строительством подземного перехода в районе Центрального рынка. Предприниматель Анатолий Крылов фактически за свой счет решил для города проблему безопасности пешеходов на одном из самых «кровавых» перекрестков, но «за його жито його ж і було побито». Сколько грязи было вылито на его голову современными Швондерами. Теперь не скоро мы дождемся такого же перехода в других «кровавых» местах – на углу просп. Ленина  и ул. Дзержинского, в районе рынка «Колос» и междугородного автовокзала…

Вообще, надо заметить, креативных людей во власти остро не хватает, а проявляющих интерес к развитию города – и вовсе единицы. Появился вот Р. Васюков…

 Но самая проблемная ситуация складывается там, где пассажирам необходимо произвести пересадку с городского транспорта на пригородный. С пролеток, так сказать, на таратайки… Сложность здесь - еще и в том, что городскими маршрутами занимается горисполком, а пригородными – облгосадминистрация, что добавляет нестыковок к уже имеющимся. Но реальная жизнь, как всегда, берет свое.  Она «пробивается», несмотря на смену общественного строя, свары чиновников и депутатов и переписывание законов.

В конкретном городе Николаеве и 200, и 20 лет назад существовали и существуют, продиктованные его географией, «пригородные пересадочные узлы». Сегодня их четыре: «Белая акация», разворот трамвая №6 на Баштанском шоссе, междугородный автовокзал (пардон, междугородная автостанция?) и пригородный автовокзал и ул.Чкалова в районе  Центрального рынка. Прошу заметить, что эти четыре «точки» привязаны не только к транспортной инфраструктуре - мостам и основным дорогам, но и к крупным центрам торговли, поскольку эти кварталы в городе - места сосредоточения и  жителей окрестных сел и поселков, приезжающих в город работать, покупать и торговать, и десятков тысяч дачников, которые, практически лишенные сейчас речного транспорта, пользуются пригородным автобусным и микроавтобусным сообщением.

Если по первым двум пересадочным узлам, думаю, возражений не будет ни у кого, то два других, расположенных в центральной части города, действительно создают проблемы для некоторых  жителей этих микрорайонов и автомобилистов. И проблемы эти нужно решать. Но решать, предлагая конкретные архитектурно-планировочные решения.

Не дураки же были  архитекторы, разместившие оба автовокзала именно там, где они есть и сейчас. И 50 лет назад автовокзал располагался на Пушкинском кольце вовсе не случайно! И не случайно к пригородным пересадочным узлам «подтянуты» многие маршруты городского транспорта. Это удобно, это наше достижение, что из разных точек города к конечным остановкам пригородных автобусов и микроавтобусов, отправляющихся, между прочим, и к курортным зонам, можно добраться без пересадок или с одной пересадкой.

Но этот аргумент не очень действенен для тех, кто добирается за город на личном хорошем автомобиле, а не в набитом битком автобусе или маршрутке. Однако люди, облеченные доверием избирателей, должны бы, принимая управленческие решения, изучить позицию экспертного сообщества и тем или иным способом узнать мнение большей части населения, а не наиболее «громкой» его части. ТщательнЕй надо, тщательнЕй… Как учит Михаил Жванецкий.

 А как же Генплан?

Я отношусь к числу людей, которые на протяжении длительного времени настаивали на его принятии. Сопротивление лоббистских элементов во власти принятию Генплана вполне объяснимо: в мутной воде рыбка ловится лучше. Но Генплан, определяющий правила застройки и наиболее общие принципы развития города, не дает и не может дать тех самых конкретных архитектурно-планировочных решений. Об этом и должны подумать люди, для того и призванные.

Безусловно, автостанцию в Корабельном районе уже можно было бы возводить. Вопрос в том, насколько это актуально сейчас – ведь средства для этого нужны немалые, и непонятно, где их сегодня взять. Что же касается автостанции на северном направлении, то уверен, она будет поcтроена там не раньше, чем войдет в строй «японский» мост и замкнется объездная дорога вокруг города. Но и тогда, даже если к «Северной» (Терновской) автостанции будет подведен троллейбус (а я горячий сторонник этого), актуальность  пересадочных узлов, пригородных и внутригородских, в центральной части города не уменьшится. Разве что в Николаеве возведут метро. Но такое предположение – скорее из области ненаучной фантастики. Ведь население города уже многие годы не превышает 500 тыс. человек, и не существует факторов, которые бы способствовали его росту. Скорее, наоборот.

Заодно хотел бы сообщить мнение одного из наиболее авторитетных  в Николаеве специалистов по градострительству Сергея Клюса относительно переноса междугородного автовокзала (автостанции). В интервью «Новой николаевской газете» №11 от 16 марта 2011 года на вопрос корреспондента, нужен ли городу новый междугородный автовокзал на северной окраине города, он сказал буквально следующее:

- Пока что я не вижу существенных проблем с автовокзалом… Пока нет объездного моста, пока объездная дорога не работает, любое решение будет половинчатым…

Уж Сергея Клюса, директора «Николаевского Гипрограда» и депутата городского совета, трудно назвать «чиновником, живущим только сиюминутными интересами и не задумывающимся о будущем города»…

 

В заключение позволю себе небольшую ремарку, которая может быть полезна не только С.М. Исакову, но и другим руководителям города, нынешним и будущим, и не только в вопросе размещения автостанций. Сергей Михайлович пишет: «…Размещение автостанций – это вопрос стратегического развития города!». На самом деле все обстоит ровным счетом наоборот. Размещение объектов городской инфраструктуры является не содержанием, а следствием стратегии развития города. А она, эта стратегия, о которой не вспоминают даже в предвыборных дискуссиях, определяется  другими обстоятельствами – миссией города, которая пока документально не сформулирована, вектором его экономического развития, демографией и географией. И в суете политического маневрирования и мелких интриг хорошо бы обратиться к истории города, и не только к казусам с пролетками и дилижансами, а к опыту таких крупных руководителей Николаева и флота, какими были адмиралы маркиз де Траверсе, Сэмюэль Грейг и Богдан фон Глазенап. А в советское время – таких региональных топ-менеджеров, как Владимир Васляев и Иван Прибыльский. 

 

Юрий Ицковский,

«Новая николаевская газета»



Автор: Юрий Ицковский
Похожие новости


Реклама в городе Николаеве

Городские новости

cached
25 сентября 2016 20:51
Статья про Великого Художника Юла Ханчаса, вечер на море под закат и бутылочку самогона из Уфы.

25 сентября 2016 20:04
Статья про то, что после 22.00 жрать можно.

03 апреля 2014 12:09
стримим!

28 августа 2012 15:39
Сегодня глава правительства Н.Я.Азаров посетил с рабочим визитом г.Николаев. Во время посещения краеведческого музея "Старофлотские казармы" Николаю Яновичу пришлось встретиться с работниками Судостроительного завода им.61 коммунара, которые вышли на митинг.

24 июля 2012 16:20
25% акций газоснабжающей компании "Николаевгаз", вгосимущества 11 июля, намерено купить столичное ЧАО "Газтек". "Гaзтeк" подконтролен бизнесмену Дмитрию Фирташу и cпeциaлизиpyeтcя нa yпpaвлeнии пpeдпpиятиями. B дaннoe вpeмя пpeдпpиятию пpинaдлeжит 25,22% гaзocнaбжaющeгo пpeдпpиятия. Пo 24% aкций "Гaзтeкa" пpинaдлeжит кoмпaниям Pasler Enterprises, Porala Venchers, Nesiba Venchers и Krezer Holdings (вce - Kипp).

19 июля 2012 12:49
Один из крупнейших агрохолдингов и зернотрейдеров Украины — компания "Нибулон" — займется судостроительным бизнесом. "Нибулон" заключил предварительное соглашение о покупке судостроительного завода "Лиман" в Николаеве. Задуматься о развитии собственного судостроения в "Нибулоне" решили после того, как завод "Океан" сорвал график выполнения работ по строительству буксиров для компании, отмечают эксперты.

19 июля 2012 12:43
"В этом году мы ставим на ремонт 15 кораблей. Будет меньше выходов в море, чем необходимо, но уже в начале следующего года государство получит полноценный, боеспособный корабельный состав" - заявил находясь в Севастополе министр обороны Украины Дмитрий Саламатин.

18 июля 2012 14:18
Представителями ПАО «Черноморский судостроительный завод» и НАК «Нафтогаз Украины» проведены переговоры о возможности сотрудничества, и совместной работы. 16 буровых установок, заявленных ранее губернатором Николаевской области Н.Кругловым, оказались 16ю блоками-кондукторами.

18 июля 2012 14:16
11 июля 2012 года ФГИУ объявил конкурс по продаже 25% акций компании «Николаевгаз» (Николаев, Украина). Начальная стоимость пакета акций составляет 18,4 млн. грн. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 24 июля 2012 года.

17 июля 2012 13:04
Мульти-фестиваль включал в себя разнообразные конкурсы и отборочные этапы: «Квест-фестиваль», «Студенческая мафия», фото-кросс, видео-конкурс «Кино за 48 часов», конкурс красоты «Перша Леді», студреспубликанская Pecha Kucha и, конечно же, самый веселый фан-отбор для команд и участников.

18 июня 2012 00:30
Со вчерашнего дня организаторы вызывают шок у активных участников мульти фестиваля «Студреспублика». А все вызвано их некомпетентности в вопросах по Фотоконкурсу.

17 июня 2012 21:47
Наближається кінець червня, і всі студенти з нетерпінням чекають на велику гру під назвою «Студентська республіка 2012», що стартує вже цієї суботи.

13 июня 2012 00:10
Лето в самом разгаре - кто на работу, кто на отдых, а самые активные студенты города Николаева на Студенческую Республику 2012, финал которой пройдёт 23-24 июня в Парке Победы, где они отдохнут, получат заряд адреналина, море позитивных эмоций и возможность проявить себя!

12 июня 2012 14:12
Рейтинг губернаторов Украины составлен еженедельником "Комментарии"

08 мая 2012 14:16
Об этом говорится в письме Укрдержреестру в адрес партии. В частности, в письме отмечается, что государственная служба готовит документы для суда о ликвидации Демократического Альянса в связи с нарушением процедур регистрации.



Политические новости

cached
07 февраля 2015 05:01
06 февраля 2015 23:21
06 февраля 2015 22:54
06 февраля 2015 21:20
06 февраля 2015 20:37
06 февраля 2015 19:30
06 февраля 2015 18:48
06 февраля 2015 18:22
06 февраля 2015 17:12
06 февраля 2015 16:52
06 февраля 2015 16:25
06 февраля 2015 15:29
06 февраля 2015 15:25
06 февраля 2015 13:59
06 февраля 2015 10:37
При цитировании и использовании любых материалов ссылка
на pravda.mk.ua обязательна. © 2007-2022 "pravda.mk.ua" Программирование  - "SiteToMe"
Дизайн сайта  - websitedesigncool.com.ua