Мониторинг включал в себя помимо изучения
существующей ситуации небольшую
информационную кампанию. В частности
был выпущен информационный буклет о
принципах открытости и прозрачности,
которым необходимо следовать местной
власти, если она хочет быть уважаемой
среди горожан. Подготовлен специальный
бюллетень о проекте и рекомендациях,
которые были подготовлены по его
результатам. Сейчас готовится к печати
презентационная брошюра с аналитическим
отчётом о мониторинге.
В понедельник,
29 ноября, результаты кампании и
подготовленные по её результатам
рекомендации были представлены на
пресс-конференции, которую провёл в
горисполкоме руководитель Центра
«Перспектива» Михаил Антоненко. «Многие
горожане считают, что местная власть
закрыта для общественности, что её
деятельность не отвечает интересам
общины» – сказал он – «Такие выводы
можно сделать по результатам изучения
региональных СМИ, в том числе
Интернет-изданий. На это указывают и
результаты опросов горожан. Объяснить
это можно недостаточной открытостью
деятельности городской власти.
Непрозрачностью принятия решений.
Непредсказуемостью для горожан её
действий. Всё это в комплексе порождает
недоверие, предвзятость и отсутствие
поддержки со стороны жителей города.
Создаёт у них чувство отчуждения –
«власть сама по себе и для себя». Системно
изучить ситуацию с открытость и
прозрачностью власти, а также подготовить
рекомендации по её возможному улучшению
и был призван вышеуказанный проект.
Ведь большая открытость власти и
прозрачность её деятельности повышает
уровень доверия к ней. Создаёт условия
для привлечения к управлению городом
общественности. Позволяет сформировать
у горожан надлежащее восприятие её
работы. Отсутствие же достаточной
информации ведёт к их дезориентации, в
результате чего происходит расхождение
в оценке результатов должностными
лицами местного самоуправления и местным
сообществом. То есть расхождение с
ожиданиями избирателей. А это, в конце
концов, может закончиться или испорченной
карьерой или даже потерей должности.
Кампания мониторинга
состояла из серии прямых наблюдений
наличия и состояния оформления
информационных табличек и стендов в
помещениях горисполкома и администраций
районов, наличия депутатских приёмных.
Анализировались местные нормативные
акты, в частности Регламенты горсовета
и исполкома, положение о постоянных
комиссиях горсовета. Изучались публикации
региональной прессы относительно
освещения деятельности местного
самоуправления, а также информативность
официального сайта горсовета. Проводились
прямые наблюдения процесса пленарных
заседаний горсовета, заседаний исполкома
и постоянных комиссий горсовета, приёма
граждан. Кроме того анонимно опрашивались
депутаты, члены исполкома и региональные
журналисты.
По результатам мониторинга
Центром «Перспектива» были подготовлены
рекомендации, реализация которых
позволит повысить уровень открытости
и прозрачности городской власти.
Например, ей необходимо уделить больше
внимания наличию информационных стендов
в помещениях горисполкома, а особенно
в администрациях районов. Эти стенды
должны содержать информацию о структуре
органов самоуправления, о процедурах
получения информации или о возможностях
обратится к должностным лицам, принять
участие в публичной работе органов
местной власти. Часть такой информации
можно найти на официальном сайте
горсовета, однако об этом знаю не все.
Кроме того постоянных пользователей
Интернет среди горожан, которым приходится
обращаться к властям, очень мало.
Нуждается в совершенствовании и сам
сайт, который, к сожалению пока недостаточно
информативен. Было бы неплохо регулярно
выпускать печатные сборники решений
горсовета и исполкома. И распространять
эти сборники по публичным библиотекам
города. Также было предложено создать
специальный общественный совет по
внедрению в деятельность городской
власти принципов надлежащего местного
самоуправления.
Рекомендации направлены
на имя городского головы и секретаря
городского совета. Теперь слово за ними,
а также за депутатами городского совета.
Для повышения уровня открытости
и прозрачности деятельности органов и
должностных лиц местного самоуправления
города Николаева рекомендуется:
ежегодно
издавать справочник с текстами целевых
программ деятельности городского
совета и отчётов об их выполнении;
при
публикации в прессе информации о
предстоящих сессиях указывать – где
можно ознакомиться с проектом повестки
дня и проектами решений сессии;
ежеквартально
издавать Ведомости городского совета
с полными текстами решений городского
совета, исполнительного комитета,
распоряжений городского головы,
стенограммами сессий, с последующей
передачей части тиража в публичные
библиотеки города;
внести
в Устав города пункты с описанием
процедур отчётности городской власти;
разработать
и утвердить порядки отчётности перед
избирателями партийных фракций,
депутатов, городского головы (с описанием
стандартов, форм и содержания отчётов);
внедрить
практику ежегодных открытых встреч
городского головы, руководителей
исполнительных органов городского
совета, с отчётом перед избирателями;
снять
ограничения на доступ посетителей в
помещения исполнительных органов
городского совета в рабочее время;
внедрить
систему ротационных обеденных перерывов
для работников исполнительных органов
городского совета;
рассмотреть
возможность увеличения численности
работников Управления общественных
связей;
рассмотреть
возможность включения в структуру
отдельных исполнительных органов
городского совета специалистов по
связям с общественностью и СМИ;
определить
допуск журналистов на открытые заседания
городского совета, постоянных комиссий,
исполнительного комитета по служебным
удостоверениям, а материалы сессий или
заседаний исполкома выдавать по
предварительной записи;
чётче
прописать процедуру присутствия горожан
на сессиях городского совета с указанием
исчерпывающего перечня причин отказа;
чётче
прописать условия проведения закрытых
заседаний городского совета, постоянных
комиссий, исполнительного комитета с
указанием исчерпывающего перечня
причин для таких заседаний;
создать
информационные стенды в зданиях
горисполкома и администраций районов
с перечнем управлений, отделов и служб,
расположенных в здании, с указанием
этажей и кабинетов;
создать
информационные стенды в зданиях
горисполкома и администраций районов
с информацией о структурах исполнительных
органов городского совета;
создать
специальные стенды в зданиях горисполкома
и администраций районов с информацией
о процедурах обращения граждан в
исполнительные органы городского
совета, о процедурах присутствия на
заседаниях городского совета, постоянных
комиссиях, исполнительного комитета,
о процедурах получения информации о
деятельности местного самоуправления;
создать
информационные стенды в зданиях
горисполкома и администраций районов
с перечнем депутатов городского совета
(с привязкой их к избирательным округам
по каждому району отдельно);
на
официальном Интернет-портале «Николаевский
городской совет»:
- разместить отдельным разделом
полный перечень (с текстами) целевых
программ деятельности городского совета
и отчёты об их выполнении (с количественными
и качественными показателями в т. ч.
Финансовыми);
- на постоянной основе размешать
проекты решений сессий городского
совета, после их утверждения исполнительным
комитетом городского совета;
- на постоянной основе размещать
проекты решений исполнительного комитета
городского совета;
- добавить в архив решений
городского совета и исполнительного
комитета, размещённого на портале,
распоряжения городского головы;
- размещать полный порядок дня
предстоящих сессий городского совета;
- разместить схематическую
структуру аппарата городского совета;
- разместить предвыборные
программы партий, представленных в
городском совете депутатами и депутатов
городского совета, избранных по
мажоритарным округам. Отчёты перед
избирателями о работе депутатов и
партийных фракций;
- размещать на постоянной основе
стенограммы сессий, а также их аудио(видео)
запись;
- в раздел «Городской совет»
добавить тексты Регламента городского
совета, Положения о постоянных комиссиях
городского совета;
- в раздел «Исполнительный
комитет» добавить тексты Регламента
исполнительного комитета, утверждённые
Планы работы исполнительного комитета;
- в раздел «Городской голова»
добавить тексты отчётов о деятельности
городского головы, о деятельности
исполнительных органов городского
совета, о реализации государственной
регуляторной политики;
- разместить отдельным разделом
полный перечень общественных советов
(с указанием персонального состава)
действующих при городском голове,
городском совете, исполнительном
комитете и других исполнительных органах
городского совета;
Проект «Прозрачная
работа власти – основа доверия общины!»
выполнялся в рамках проекта «Подготовка
местных газет и негосударственных
организаций к проведению мониторинга
деятельности органов власти и политиков
на юге Украины», который реализуется
Одесской областной организацией Комитета
избирателей Украины и Восточноевропейским
демократическим центром благодаря
поддержке программы «Польская Помощь»
Министерства Иностранных Дел Польши в
2010 году и Национального фонда
демократии (NED,США).
|