АФИША

  Доска объявлений   |   Создать опрос   |   Разместить анонс в «Афишу Николаева» Я Очевидец!  |  регистрация  |  вход  

Новости по теме: Власть и политика

Аптекарь о судостроении: «Николаевцы вновь почувствуют гордость за наши заводы…»

22 сентября 2008 17:12

Интервью с Александром Иосифовичем Аптекарем, и.о. генерального директора судостроительного завода им. 61 коммунара


- Вы – представитель известной в Николаеве судостроительной фамилии. Расскажите немного о себе.

- Работаю на заводе им.61 коммунара с января 2007 года. До этого – 40 лет на ЧСЗ, до прихода туда «крупнейших теоретиков кораблестроения» братьев Чуркиных. Они в течение трех месяцев прогнали с завода почти всех опытных менеджеров, в том числе и меня. Мы тогда наивно полагали, что они хотят сменить людей, чтобы с чистого листа начать возрождение предприятия. Но мы, проработавшие десятилетия, участвовавшие в создании множества судов, ошибались. Вскоре всем стало ясно, что ничего они не собираются ни строить, ни возрождать.

- А как обстоят дела на ЧСЗ сейчас?

- Завод, наконец, попал в хорошие руки. Нам есть с чем сравнивать – с приходом предыдущих, так сказать, «инвесторов». Сейчас на завод зашла группа «Смарт-Холдинг» Вадима Новинского. Они действительно возрождают судостроение. Я сужу об этом не понаслышке, поскольку вхожу в наблюдательный совет ЧСЗ, как собственник акций холдинговой компании. Действительно, на заводе строятся и ремонтируются суда. Сюда вернулись изгнанные Чуркиными специалисты. Готовятся молодые кадры, погашена задолженность по зарплате.

Естественно, не все гладко. Не буду рисовать лубочную картину. Трудности возникают из-за невнимания со стороны государства. Судостроительные предприятия в принципе являются стратегическими. Этого не понимают те, кто был и есть у власти  все годы независимости Украины. Минпромполитики, которое нами руководит, занимается и танками, и комбайнами, и самолетами, и судостроением. Отрасли с огромным потенциалом и с таким же количеством проблем, по существу, уже нет. Когда-то политики ругали «совок» за коллективную безответственность: все ждали команды с самого верха. Теперь безответственность – на всех уровнях государственного управления.

Завод им. 61 коммунара – де-юре государственный. Но государство им не занимается. Он показало свою неспособность управлять судостроением. Хотя при правильной стратегии, нормальных мозгах у руководителей – судостроение для государства очень выгодно. Ведь оно способствует развитию смежных отраслей – металлургии, машиностроения, электротехнической, радиотехнической, электронной промышленности, способствует развитию науки. Тянет их за собой.

У завода один путь – приватизация. Частник возьмет завод и сделает из него «конфетку». Это реальная альтернатива нынешнему государственному «управлению». Но тут нет гарантий, что обязательно получится. Все мы помним Чуркиных… Нынешние инвесторы, вынашивающие идею мощной судостроительной корпорации – на правильном пути. Если у них все получится – николаевцы вновь почувствуют гордость за наши заводы, как во времена, когда судостроительные предприятия  были градообразующими.

- А какова позиция премьер-министра Юлии Тимошенко по вопросу возрождения судостроения?

- Каждый раз, когда приближаются выборы, наблюдается «интерес» к судостроению. Наш регион играет серьезную роль в судьбе любого политика: здесь заводы, здесь люди… В свое время, еще в 2003 году, я, будучи коммерческим директором ЧСЗ, участвовал в «собрании партийно-хозяйственного актива», как я называю такие совещания, которое проводил Виктор Федорович Янукович, тогда премьер-министр. Это было за полтора года до президентских выборов. Поговорили и разошлись. Можно провести аналогию. Сейчас – тоже полтора года до выборов. Я не знаю Юлию Владимировну как промышленника, ее послужной список. Уверен, что она понимает в судостроении столько же, сколько Виктор Федорович. Но есть надежда, что понимает кто-то из ее окружения, советников. Когда она приезжала в Николаев, то совещание проводила достаточно грамотно. На нем были директора судостроительных заводов, не только наших, но и из Феодосии. Вопросы ставились заранее подготовленные, но в этом ничего зазорного нет. Если получится то, что проговаривалось.

- И что проговаривалось?

- Сейчас наш завод не может заключать договора с заказчиками напрямую, потому что банки не дают кредитов. Нет залога: все объекты недвижимости заложены-перезаложены. Поэтому мы строим корпуса совместно с Херсонским заводом. ХСЗ заключает договора с заказчиками, понятно, что с иностранными, т.к. отечественных заказчиков нет. А мы работаем на договорах подряда с херсонцами.

Юлия Владимировна пообещала дать нам государственные гарантии под кредиты. Вот недавно мы подписали контракт на постройку трех судов с голландской компанией Zanen. Причем сами, самостоятельно! Но в контракте есть приписка, что он вступает в силу  после того, как государство даст гарантии. Хотя государственная гарантия еще не означает, что банк даст денег автоматически: центральные офисы банков находятся в Киеве, а не в Николаеве. Раньше судостроение кредитовал «Аваль», но после его объединения с «Райффайзен-банком» эта практика прекратилась.

И все же государственная гарантия – это путь к разрешению ситуации. Вот чего мы ждем от правительства.

Политическая ситуация нестабильна. Если все закончится новыми выборами – потеряем еще минимум полгода. Я считаю, что уповать можно только на приватизацию завода. Главное, чтобы не мешали, когда найдется достойный претендент на приватизацию.

- А коммунистическое лобби притихло на этот счет? Имеется в виду В.И.Матвеев и компания?

- Владимир Иосифович, я думаю, один из главных виновников того, что завод им. 61 коммунара сейчас в таком положении. Он на всех уровнях убеждал, что рыночная экономика – это временно, что чуть ли не Советский Союз восстановится, и поэтому ничего делать не надо…   Благодаря таким, как он, в общественном сознании утвердилась мысль, что приватизация – путь к разворовыванию. Хотя ситуация изменилась кардинально! Сейчас именно пребывание завода в госсобственности – это путь к  разворовыванию. Но людей-то, рабочих, нужно убедить, что приватизация – это лучший способ возродить предприятие.

Однако будущий собственник должен понимать, что в судостроении нет «быстрых денег». Мы строим корпус судна весом 800 тонн целый год. А полнокомплектное судно – 22-24 месяца. И все это время – на кредитах. Очень дорогих.  Кому  это надо?  Сейчас большинство «ребят» таково – сегодня вложил, завтра – забрал. Максимум – послезавтра. При такой нестабильности во всем, например, при резком изменении курса валют, - вести столь сложный бизнес, в том числе технологически сложный, как судостроение – очень трудно.

- Расскажите поподробнее о контракте с Zanen.

- По этому контракту мы должны построить три судна для голландской компании Zanen. Вернее, три корпуса для химовозов, вроде тех, что мы уже построили. Стоимость контракта – 2,3-2,5 млн. евро.

- Каковы перспективы военного кораблестроения? Что Вы думаете о судьбе крейсера «Украина»? Каковы, по-вашему, перспективы программы «Украинский корвет»? Поможет она загрузить завод?

- Наше государство придет, наконец, к какому-то берегу: то ли мы провозгласим нейтралитет, то ли вступим в военный блок. Но в любом случае такому государству, как наше,  военно-морские силы необходимы. Сейчас у нас флота нет! Одним фрегатом «Гетьман Сагайдачный», построенным еще в советское время, не обойтись.

Россия приняла военно-морскую доктрину, она просто вынуждена это делать. Она точно не вступит в НАТО, а наоборот, ему противостоит. В случае нашего нейтрального статуса Россия сможет разместить у нас заказы –  на корветы, и фрегаты, и большие противолодочные корабли, и ракетные крейсера. Ведь мы все это строили в Николаеве! И нужно показать потенциальному заказчику, что мы не разучились это делать.

Но и в случае вступления в НАТО мы не сможем и не должны быть там статистами, мы будем нести какие-то обязательства. Проект строительства корвета для Министерства обороны Украины все равно необходим. Но уже сейчас мы могли бы строить небольшие корабли-пограничники.

Нужна концепция военного кораблестроения, соответствующее бюджетное финансирование. Анатолий Гриценко, как глава профильного комитета парламента, может выступить с законодательной инициативой.

Превращать крейсер «Украина» в развлекательный центр, по-моему, неразумно. Ведь он еще может послужить как боевой корабль. Если не Украине, то другому государству, куда его можно выгодно продать. Крейсер не должен ржаветь у причальной стенки завода. Но идея создать из крейсера развлекательный центр, не имея необходимого финансирования, нереальна. Да и в дальнейшем обслуживать его накладно. Если даже нет средств содержать футбольную команду...

А по вопросу строительства украинского корвета – у завода им. 61 коммунара есть конкурентные преимущества, в первую очередь, огромный опыт военного кораблестроения и еще сохранившиеся кадры специалистов.

Беседовали Александр Диордиев,

Юрий Ицковский



Автор: Новая Николаевская газета
Похожие новости


Реклама в городе Николаеве

Городские новости

cached
25 сентября 2016 20:51
Статья про Великого Художника Юла Ханчаса, вечер на море под закат и бутылочку самогона из Уфы.

25 сентября 2016 20:04
Статья про то, что после 22.00 жрать можно.

03 апреля 2014 12:09
стримим!

28 августа 2012 15:39
Сегодня глава правительства Н.Я.Азаров посетил с рабочим визитом г.Николаев. Во время посещения краеведческого музея "Старофлотские казармы" Николаю Яновичу пришлось встретиться с работниками Судостроительного завода им.61 коммунара, которые вышли на митинг.

24 июля 2012 16:20
25% акций газоснабжающей компании "Николаевгаз", вгосимущества 11 июля, намерено купить столичное ЧАО "Газтек". "Гaзтeк" подконтролен бизнесмену Дмитрию Фирташу и cпeциaлизиpyeтcя нa yпpaвлeнии пpeдпpиятиями. B дaннoe вpeмя пpeдпpиятию пpинaдлeжит 25,22% гaзocнaбжaющeгo пpeдпpиятия. Пo 24% aкций "Гaзтeкa" пpинaдлeжит кoмпaниям Pasler Enterprises, Porala Venchers, Nesiba Venchers и Krezer Holdings (вce - Kипp).

19 июля 2012 12:49
Один из крупнейших агрохолдингов и зернотрейдеров Украины — компания "Нибулон" — займется судостроительным бизнесом. "Нибулон" заключил предварительное соглашение о покупке судостроительного завода "Лиман" в Николаеве. Задуматься о развитии собственного судостроения в "Нибулоне" решили после того, как завод "Океан" сорвал график выполнения работ по строительству буксиров для компании, отмечают эксперты.

19 июля 2012 12:43
"В этом году мы ставим на ремонт 15 кораблей. Будет меньше выходов в море, чем необходимо, но уже в начале следующего года государство получит полноценный, боеспособный корабельный состав" - заявил находясь в Севастополе министр обороны Украины Дмитрий Саламатин.

18 июля 2012 14:18
Представителями ПАО «Черноморский судостроительный завод» и НАК «Нафтогаз Украины» проведены переговоры о возможности сотрудничества, и совместной работы. 16 буровых установок, заявленных ранее губернатором Николаевской области Н.Кругловым, оказались 16ю блоками-кондукторами.

18 июля 2012 14:16
11 июля 2012 года ФГИУ объявил конкурс по продаже 25% акций компании «Николаевгаз» (Николаев, Украина). Начальная стоимость пакета акций составляет 18,4 млн. грн. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 24 июля 2012 года.

17 июля 2012 13:04
Мульти-фестиваль включал в себя разнообразные конкурсы и отборочные этапы: «Квест-фестиваль», «Студенческая мафия», фото-кросс, видео-конкурс «Кино за 48 часов», конкурс красоты «Перша Леді», студреспубликанская Pecha Kucha и, конечно же, самый веселый фан-отбор для команд и участников.

18 июня 2012 00:30
Со вчерашнего дня организаторы вызывают шок у активных участников мульти фестиваля «Студреспублика». А все вызвано их некомпетентности в вопросах по Фотоконкурсу.

17 июня 2012 21:47
Наближається кінець червня, і всі студенти з нетерпінням чекають на велику гру під назвою «Студентська республіка 2012», що стартує вже цієї суботи.

13 июня 2012 00:10
Лето в самом разгаре - кто на работу, кто на отдых, а самые активные студенты города Николаева на Студенческую Республику 2012, финал которой пройдёт 23-24 июня в Парке Победы, где они отдохнут, получат заряд адреналина, море позитивных эмоций и возможность проявить себя!

12 июня 2012 14:12
Рейтинг губернаторов Украины составлен еженедельником "Комментарии"

08 мая 2012 14:16
Об этом говорится в письме Укрдержреестру в адрес партии. В частности, в письме отмечается, что государственная служба готовит документы для суда о ликвидации Демократического Альянса в связи с нарушением процедур регистрации.



Политические новости

cached
07 февраля 2015 05:01
06 февраля 2015 23:21
06 февраля 2015 22:54
06 февраля 2015 21:20
06 февраля 2015 20:37
06 февраля 2015 19:30
06 февраля 2015 18:48
06 февраля 2015 18:22
06 февраля 2015 17:12
06 февраля 2015 16:52
06 февраля 2015 16:25
06 февраля 2015 15:29
06 февраля 2015 15:25
06 февраля 2015 13:59
06 февраля 2015 10:37
При цитировании и использовании любых материалов ссылка
на pravda.mk.ua обязательна. © 2007-2022 "pravda.mk.ua" Программирование  - "SiteToMe"
Дизайн сайта  - websitedesigncool.com.ua