- Вы –
представитель известной в Николаеве судостроительной фамилии. Расскажите
немного о себе.
- Работаю на
заводе им.61 коммунара с января 2007 года. До этого – 40 лет на ЧСЗ, до прихода
туда «крупнейших теоретиков кораблестроения» братьев Чуркиных. Они в течение
трех месяцев прогнали с завода почти всех опытных менеджеров, в том числе и
меня. Мы тогда наивно полагали, что они хотят сменить людей, чтобы с чистого
листа начать возрождение предприятия. Но мы, проработавшие десятилетия,
участвовавшие в создании множества судов, ошибались. Вскоре всем стало ясно,
что ничего они не собираются ни строить, ни возрождать.
- А как
обстоят дела на ЧСЗ сейчас?
- Завод,
наконец, попал в хорошие руки. Нам есть с чем сравнивать – с приходом
предыдущих, так сказать, «инвесторов». Сейчас на завод зашла группа
«Смарт-Холдинг» Вадима Новинского. Они действительно возрождают судостроение. Я
сужу об этом не понаслышке, поскольку вхожу в наблюдательный совет ЧСЗ, как
собственник акций холдинговой компании. Действительно, на заводе строятся и
ремонтируются суда. Сюда вернулись изгнанные Чуркиными специалисты. Готовятся
молодые кадры, погашена задолженность по зарплате.
Естественно,
не все гладко. Не буду рисовать лубочную картину. Трудности возникают из-за
невнимания со стороны государства. Судостроительные предприятия в принципе являются
стратегическими. Этого не понимают те, кто был и есть у властивсе годы независимости Украины.
Минпромполитики, которое нами руководит, занимается и танками, и комбайнами, и
самолетами, и судостроением. Отрасли с огромным потенциалом и с таким же количеством
проблем, по существу, уже нет. Когда-то политики ругали «совок» за коллективную
безответственность: все ждали команды с самого верха. Теперь безответственность
– на всех уровнях государственного управления.
Завод им. 61
коммунара – де-юре государственный. Но государство им не занимается. Он
показало свою неспособность управлять судостроением. Хотя при правильной
стратегии, нормальных мозгах у руководителей – судостроение для государства
очень выгодно. Ведь оно способствует развитию смежных отраслей – металлургии,
машиностроения, электротехнической, радиотехнической, электронной
промышленности, способствует развитию науки. Тянет их за собой.
У завода один
путь – приватизация. Частник возьмет завод и сделает из него «конфетку». Это
реальная альтернатива нынешнему государственному «управлению». Но тут нет
гарантий, что обязательно получится. Все мы помним Чуркиных… Нынешние
инвесторы, вынашивающие идею мощной судостроительной корпорации – на правильном
пути. Если у них все получится – николаевцы вновь почувствуют гордость за наши
заводы, как во времена, когда судостроительные предприятиябыли градообразующими.
- А какова
позиция премьер-министра Юлии Тимошенко по вопросу возрождения судостроения?
- Каждый раз,
когда приближаются выборы, наблюдается «интерес» к судостроению. Наш регион
играет серьезную роль в судьбе любого политика: здесь заводы, здесь люди… В
свое время, еще в 2003 году, я, будучи коммерческим директором ЧСЗ, участвовал
в «собрании партийно-хозяйственного актива», как я называю такие совещания,
которое проводил Виктор Федорович Янукович, тогда премьер-министр. Это было за
полтора года до президентских выборов. Поговорили и разошлись. Можно провести
аналогию. Сейчас – тоже полтора года до выборов. Я не знаю Юлию Владимировну
как промышленника, ее послужной список. Уверен, что она понимает в судостроении
столько же, сколько Виктор Федорович. Но есть надежда, что понимает кто-то из
ее окружения, советников. Когда она приезжала в Николаев, то совещание
проводила достаточно грамотно. На нем были директора судостроительных заводов,
не только наших, но и из Феодосии. Вопросы ставились заранее подготовленные, но
в этом ничего зазорного нет. Если получится то, что проговаривалось.
- И что
проговаривалось?
- Сейчас наш
завод не может заключать договора с заказчиками напрямую, потому что банки не
дают кредитов. Нет залога: все объекты недвижимости заложены-перезаложены.
Поэтому мы строим корпуса совместно с Херсонским заводом. ХСЗ заключает
договора с заказчиками, понятно, что с иностранными, т.к. отечественных
заказчиков нет. А мы работаем на договорах подряда с херсонцами.
Юлия
Владимировна пообещала дать нам государственные гарантии под кредиты. Вот
недавно мы подписали контракт на постройку трех судов с голландской компанией
Zanen. Причем сами, самостоятельно! Но в контракте есть приписка, что он
вступает в силупосле того, как
государство даст гарантии. Хотя государственная гарантия еще не означает, что
банк даст денег автоматически: центральные офисы банков находятся в Киеве, а не
в Николаеве. Раньше судостроение кредитовал «Аваль», но после его объединения с
«Райффайзен-банком» эта практика прекратилась.
И все же
государственная гарантия – это путь к разрешению ситуации. Вот чего мы ждем от
правительства.
Политическая
ситуация нестабильна. Если все закончится новыми выборами – потеряем еще
минимум полгода. Я считаю, что уповать можно только на приватизацию завода.
Главное, чтобы не мешали, когда найдется достойный претендент на приватизацию.
- А
коммунистическое лобби притихло на этот счет? Имеется в виду В.И.Матвеев и
компания?
- Владимир
Иосифович, я думаю, один из главных виновников того, что завод им. 61 коммунара
сейчас в таком положении. Он на всех уровнях убеждал, что рыночная экономика –
это временно, что чуть ли не Советский Союз восстановится, и поэтому ничего
делать не надо…Благодаря таким, как
он, в общественном сознании утвердилась мысль, что приватизация – путь к
разворовыванию. Хотя ситуация изменилась кардинально! Сейчас именно пребывание
завода в госсобственности – это путь кразворовыванию. Но людей-то, рабочих, нужно убедить, что приватизация –
это лучший способ возродить предприятие.
Однако будущий
собственник должен понимать, что в судостроении нет «быстрых денег». Мы строим
корпус судна весом 800 тонн целый год. А полнокомплектное судно – 22-24 месяца.
И все это время – на кредитах. Очень дорогих.Комуэто надо?Сейчас большинство «ребят» таково – сегодня
вложил, завтра – забрал. Максимум – послезавтра. При такой нестабильности во
всем, например, при резком изменении курса валют, - вести столь сложный бизнес,
в том числе технологически сложный, как судостроение – очень трудно.
- Расскажите
поподробнее о контракте с Zanen.
- По этому
контракту мы должны построить три судна для голландской компании Zanen. Вернее,
три корпуса для химовозов, вроде тех, что мы уже построили. Стоимость контракта
– 2,3-2,5 млн. евро.
- Каковы
перспективы военного кораблестроения? Что Вы думаете о судьбе крейсера
«Украина»? Каковы, по-вашему, перспективы программы «Украинский корвет»?
Поможет она загрузить завод?
- Наше
государство придет, наконец, к какому-то берегу: то ли мы провозгласим
нейтралитет, то ли вступим в военный блок. Но в любом случае такому
государству, как наше,военно-морские
силы необходимы. Сейчас у нас флота нет! Одним фрегатом «Гетьман Сагайдачный»,
построенным еще в советское время, не обойтись.
Россия приняла
военно-морскую доктрину, она просто вынуждена это делать. Она точно не вступит
в НАТО, а наоборот, ему противостоит. В случае нашего нейтрального статуса
Россия сможет разместить у нас заказы –на корветы, и фрегаты, и большие противолодочные корабли, и ракетные
крейсера. Ведь мы все это строили в Николаеве! И нужно показать потенциальному
заказчику, что мы не разучились это делать.
Но и в случае
вступления в НАТО мы не сможем и не должны быть там статистами, мы будем нести
какие-то обязательства. Проект строительства корвета для Министерства обороны
Украины все равно необходим. Но уже сейчас мы могли бы строить небольшие
корабли-пограничники.
Нужна
концепция военного кораблестроения, соответствующее бюджетное финансирование.
Анатолий Гриценко, как глава профильного комитета парламента, может выступить с
законодательной инициативой.
Превращать
крейсер «Украина» в развлекательный центр, по-моему, неразумно. Ведь он еще
может послужить как боевой корабль. Если не Украине, то другому государству, куда
его можно выгодно продать. Крейсер не должен ржаветь у причальной стенки
завода. Но идея создать из крейсера развлекательный центр, не имея необходимого
финансирования, нереальна. Да и в дальнейшем обслуживать его накладно. Если
даже нет средств содержать футбольную команду...
А по вопросу
строительства украинского корвета – у завода им. 61 коммунара есть конкурентные
преимущества, в первую очередь, огромный опыт военного кораблестроения и еще
сохранившиеся кадры специалистов.
Сегодня глава правительства Н.Я.Азаров посетил с рабочим визитом г.Николаев. Во время посещения краеведческого музея "Старофлотские казармы" Николаю Яновичу пришлось встретиться с работниками Судостроительного завода им.61 коммунара, которые вышли на митинг.
Один из крупнейших агрохолдингов и зернотрейдеров Украины — компания "Нибулон" — займется судостроительным бизнесом. "Нибулон" заключил предварительное соглашение о покупке судостроительного завода "Лиман" в Николаеве. Задуматься о развитии собственного судостроения в "Нибулоне" решили после того, как завод "Океан" сорвал график выполнения работ по строительству буксиров для компании, отмечают эксперты.
"В этом году мы ставим на ремонт 15 кораблей. Будет меньше выходов в море, чем необходимо, но уже в начале следующего года государство получит полноценный, боеспособный корабельный состав" - заявил находясь в Севастополе министр обороны Украины Дмитрий Саламатин.
Представителями ПАО «Черноморский судостроительный завод» и НАК «Нафтогаз Украины» проведены переговоры о возможности сотрудничества, и совместной работы. 16 буровых установок, заявленных ранее губернатором Николаевской области Н.Кругловым, оказались 16ю блоками-кондукторами.
11 июля 2012 года ФГИУ объявил конкурс по продаже 25% акций компании «Николаевгаз» (Николаев, Украина). Начальная стоимость пакета акций составляет 18,4 млн. грн. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 24 июля 2012 года.
Мульти-фестиваль включал в себя разнообразные конкурсы и отборочные этапы: «Квест-фестиваль», «Студенческая мафия», фото-кросс, видео-конкурс «Кино за 48 часов», конкурс красоты «Перша Леді», студреспубликанская Pecha Kucha и, конечно же, самый веселый фан-отбор для команд и участников.
Со вчерашнего дня организаторы вызывают шок у активных участников мульти фестиваля «Студреспублика». А все вызвано их некомпетентности в вопросах по Фотоконкурсу.
Лето в самом разгаре - кто на работу, кто на отдых, а самые активные студенты города Николаева на Студенческую Республику 2012, финал которой пройдёт 23-24 июня в Парке Победы, где они отдохнут, получат заряд адреналина, море позитивных эмоций и возможность проявить себя!
Об этом говорится в письме Укрдержреестру в адрес партии.
В частности, в письме отмечается, что государственная служба готовит документы для суда о ликвидации Демократического Альянса в связи с нарушением процедур регистрации.