Работа сессии началась с информации о назначении
новым начальником обллесхоза депутата облсовета Петра Паламарюка. В
свою очередь, управление физкультуры и спорта возглавил Александр
Садовский.
Поначалу ничто не предвещало накала страстей.
Депутаты повысили ежегодное финансирование программы "Школьный автобус"
с 500 тыс. до 710 тыс. грн., увеличили ассигнования на реконструкцию
аварийно-опасных строений дошкольных учреждений и финансирование
программы "Здоровье нации". Начальник главного финуправления области
О.Сидень отчиталась о выполнении бюджета за прошлый год. По ее словам,
все дотации и субвенции из госбюджета освоены почти полностью. Однако
депутаты считают, что следует жестче требовать возврата средств
бюджета, выделенных предприятиям в качестве финансовой помощи. Велики и
диспропорции с бюджетом развития, три четверти которого
профинансировали только в конце года.
Острую дискуссию вызвало предложение увеличить
Николаеву сумму госсубвенции на ремонт коммунальных дорог на 2,3 млн.
грн. за счет Баштанского, Березнеговатского и Снигиревского районов.
Губернатор А.Садыков, депутат В.Горбачев и несколько их коллег
выступили против, мотивируя это тем, что у города есть свои источники
финансирования дорог, к примеру, продажа земли. Однако в поддержку
Николаева - крупнейшего транзитного транспортного узла региона -
высказались В.Агафонов, И.Овдиенко и другие депутаты. Окончательно
сессию убедил такой аргумент: город и без того обижают второй год кряду
и если бы сегодня 33 млн. грн. субвенции область делила по нормативам,
Николаеву вообще бы дали не менее 9 млн. грн. Что касается районов, по
словам председателя облсовета Т.Демченко, в одном из них руководитель
использовал субвенцию, чтобы проложить дорогу к собственному жилью.
Еще один острый вопрос - решение об акционировании
КП "Аэропорт "Николаев". Вопреки недавним оптимистическим реляциям и
помощи областного бюджета в 1 млн. грн., аэропорт не удалось вытащить
из долговой ямы. Сегодня его совокупный долг превышает 3 млн., в том
числе 700 тыс. - по зарплате. Исполнительная служба арестовала счета
предприятия, сегодня - завтра оно может подвергнуться рейдерской атаке.
Нет денег для его поддержки и у государства. Единственный выход -
привлечение профильного инвестора, возможно, путем продажи контрольного
пакета акций. Депутаты решили пустить аэропорт на приватизацию уже в
текущем году.
Кульминацией сессии стал вопрос списания долгов
перед бюджетом нескольким хозяйствам области за импортные комбайны
"Топлайнер", которые были взяты ими в лизинг. За прошедшее время за
каждый комбайн (кроме двух) хозяйствами выплачено 400 тыс. грн., или
40% от их стоимости. Однако машины вот-вот выработают свой ресурс.
Предложенный депутатам проект решения предусматривал списание долгов по
комбайнам с учетом того, что получившие их предприятия внесли большой
вклад в развитие социальной сферы села. Пикантности сюжету придавал тот
факт, что речь идет о хозяйствах, руководители которых сами являются
депутатами облсовета.
Коммунист В.Матвеев рекомендовал списать долги
только государственным хозяйствам, что вызвало неудовольствие
руководителя СЗАО "Радсад" Н.Бялыка. Фракция БЮТ, в свою очередь,
предложила индивидуально подойти к каждому хозяйству вне зависимости от
формы собственности. Внезапно после выступления руководителя
"Степового" депутата В.Погорелова, в котором тот заявил, что даже
благополучные сельхозпроизводители давно не могут купить новую технику,
представитель БЮТ Михаил Михней буквально взорвался. Его речь в адрес
В.Погорелова была крайне эмоциональна, изобиловала выпадами типа "вы
тут всех разводите" и обвинениями во лжи. В.Погорелов возмущенно
вскочил, и, казалось, депутаты вот-вот подерутся, но этого не
произошло. Возможно, лишь из-за того, что их разделяли несколько
кресел. Когда страсти улеглись, сессия приняла решение о списании
долгов за комбайны с 2008 г. всем предприятиям, кроме двух, которые
вовремя не внесли лизинговые платежи.
Дискуссия возникла и по вопросу оказания помощи в
строительстве нового здания Муниципального коллегиума в Николаеве.
Многие депутаты, включая председателя облсовета Т.Демченко, высказались
за то, чтобы как можно скорее помочь решить проблему одного из ведущих
учебных заведений области, ученики которого становились призерами
республиканских и даже международных предметных олимпиад. Однако
губернатор высказался в том плане, что область прежде должна помогать
сельским школам.
Напоследок сессия рассмотрела конфликт вокруг
реализации зерновых запасов КП "Региональный контракт". Напомним, что
оно было создано облсоветом в 2003 г. для стабилизации ситуации на
зерновом рынке. Однако зерно, закупленное тогда за деньги бюджета по
максимальной стоимости, длительное время лежало мертвым грузом из-за
резкого падения рыночных цен. Наконец зерновые решила купить компания
"Нибулон", но тут вмешался Николаевский комбинат хлебопродуктов, где
все это время хранился запас зерновых. Из 9,25 тыс. тонн зерна КХП
разрешил вывезти лишь 7,2 тыс. тонн под предлогом того, что остаток
причитается ему за хранение. Хотя, по словам первого вице-губернатора
А.Туманика, за хранение КХП заплатили 600 тыс. грн. Пока стороны
выясняли отношения, возмутился "Нибулон": купленное им зерно должно
быть полностью складировано на терминале компании к 30 апреля для
отгрузки на судно по экспортному контракту. В противном случае каждый
день простоя обойдется в 17 тыс. долларов. Депутаты поручили
исполнительной власти срочно разрешить конфликт с КХП.
Станислав Козлов. "Вечерний Николаев"
|