Тема обсуждения: «Сущность политической реформы и ее влияние на местном уровне».
Проект был организован при содействии и финансовой поддержки Вестминстерского фонда за демократию (WFD), Великобритания. В дискуссии принимали участие: Виктор Чумак, руководитель политических программ Международного центра перспективных исследований; Виктор Шуткевич руководитель программ развития Украинского образовательного центра реформ, представители Николаевской общественности, средств массовой информации политических кругов.
Виктор Чумак акцентировал внимание присутствующих на основных направлениях внедрения политической реформы в Украине. Для сравнения были предложены европейские модели. К примеру, Эстонский и Английский опыт парламентского устройства государства свидетельствует о том, что прозрачность власти и доступность принятия решений общественностью имеет не декларативный, а реальный смысл.
В Англии посетить Лондонский парламент может всякий на то пожелавший человек, кроме того, он может свободно зайти на заседание любой комиссии или палаты и наблюдать за ходом ее работы. В Эстонии процесс принятия решений и публичных консультаций помог правительству в выборе стратегического курса государства во внешней и внутренней политике.
Главная цель политреформы по ,словам Виктора Чумака, состоит в увеличении отчетности и ответственности власти перед гражданами, что в конечном итоге приблизит Украину к Европейским стандартам, верховенству права и реальной демократии. Будет установлен политический паритет между Президентом Правительством и Парламентом, который должен стать основой строительства стабильного и сильного государства.
Проблемой внедрения политической реформы в Украине является достаточно широкое толкование новой редакции Конституции, речь идет о назначениях министров иностранных дел и обороны, а также глав местных (областных) администраций. Разрубить «Гордиев узел» противостояния, возможно либо решением Конституционного суда, либо по решению парламентского большинства в случае принятия соответствующего закона. Внедрять политреформу на «скорую руку», недопустимо, так как это может привести к обострению социальной напряженности в стране.
Во время общественных обсуждений (публичных консультаций) общественность будет иметь возможность узнать про инициативы власти, высказать свои позиции относительно этих инициатив и влиять на их воплощение.
Граждане могут получать полную информацию о изменениях которые произошли и влиять на дальнейшие трансформации, связанные с реформой (например в сфере местного самоуправления).
Общественный диалог с властью на уровне согласования решений и публичных консультаций имеет практический характер, так как это норма позволяет существенно сдерживать неконтролируемость власти и дает возможность реально влиять на ее курс.
Дискуссия относительно проблем внедрения политреформы в Украине во многом показала, что общественность недостаточно информирована о сути самой реформы.
Сегодня, к сожалению, эффективность публичных обсуждений довольно низкая. Дело в том, что законодательство не обязывает правительство принимать во внимание результаты общественных обсуждений. По этому общественные организации должны объединить свои усилия и добиться того, чтобы эти обязательства были четко прописаны в законе.
Необходимость системного подхода в вопросе общественного обсуждения политреформы очевидна, так как от нас самих зависит будущее страны. |