Об истории завода рассказывает Татьяна Сергеевна Митковская: "Территория северного Причерноморья была освобождена от турок во второй половине XVIII века в ходе двух русско-турецких войн. В ходе боевых действий на освобожденных территориях строили города и верфи для того, чтобы создавать на Черном море флот. Первая верфь была основана в устье Ингула - так называемая Херсонская верфь. Это было не совсем удачное место для верфи. Вскоре это стало понятным и главнокомандующему военными силами на юге России Григорию Потемкину, и другим флотским офицерам, потому что то место, где Днепр впадал в Черное море было мелководным. Днепр в то время был покрыт порогами, устье заносило илом, выводить в море крупные морские корабли было сложно. И тогда из расположения Кутузова, которое находилось в Касперовке, недалеко от того места, где сейчас расположен Николаев, поступило сообщение о том, что есть место, удобное для строительства кораблей. Там, где Южный Буг и Ингул сливаются, образуется гавань, достаточно глубоководная чтобы строить морские корабли и достаточно удалена от открытого моря чтобы верфь не была захвачена во ходе боевых действий военными кораблями противника. Потемкин дает распоряжение основать верфь и заложить там два парусника. Он спешил с постройкой первенца Ингульской верфи - 44-пушечного фрегата "Святой Николай", потому что Екатерина II не соглашалась дать статус города Николаеву пока не выйдет первый корабль Ингульской верфи. "Святой Николай" был построен за 8,5 месяцев. Со смертью Потемкина, кораблестроение на Черном море приостановилось. В последствии, благодаря главному командиру Черноморского флота Ивану Ивановичу де Траверсе, вновь начинают строить военный флот. За короткое время было построено 6 парусников. И это было хорошее начало возрождения строительства Черноморского флота. И тогда стало понятным, что Николаев становится главным центром военного кораблестроения на Черном море. Решено было создать особую военно-административную единицу - так называемое Николаевское и Севастопольское военное губернаторство. Было принято решение, что должность главного командира Черноморского флота будет совмещена с должностью военного губернатора. Первым эту должность занял Иван Иванович де Траверсе, француз по происхождению, человек, который не только строил корабли, но и преобразовывал наш город, старался облагородить его.
Николаевское и Севастопольское военное губернаторство включало в себя Николаев, Севастополь и те поселения, которые работали на Черноморский флот. В последствии на Николаевском адмиралтействе начало строиться огромное количество военных кораблей, особенно, когда должность главного командира занимал Алексей Самойлович Грейг. При нем количество кораблей на Черном море было доведено до штатного расписания, то есть так, как было приписано правительством и морским министерством. Еще при Грейге на Николаевском адмиралтействе закладывается 120-пушечные корабли. Продолжает дело Грейга Лазарев, при котором парусный флот на Черном море был наиболее совершенным. При нем принимают решение строить паровые корабли. И даже было принято решение строить в Николаеве пароходный завод, но, к сожалению, в 1851 году Лазарев умер и идея эта не реализовалась. К очередной войне с Турцией Россия не успела подготовиться. Войну спровоцировали англичане и французы, которые боялись усиления России на Черном море, в проливах Босфор и Дарданелла. Поэтому они столкнули между собой две более отсталые феодальные страны с целью еще более их ослабить и овладеть позициями на Черном море. Начинается Крымская война. Она для России закончилась тяжелым поражением. На тот момент Россия и Турция имели парусный флот. С первых дней военных действий Россия побеждает Турцию. Эскадрой адмирала Нахимова был разбит флот турецкой эскадры. В плен попал командующий турецкой эскадрой Осман-паша. Но на стороне Турции выступает Англия, Франция, Сардиния. Начинается второй этап Крымской войны, неблагополучный для России. Их флот уже на треть состоял из парусников, металлических кораблей.
После Крымской войны долгое время на Черном море Росси запрещалось содержать и строить военный флот и только в 70-е годы начинают на нашем Николаевском адмиралтействе строить броненосцы. Это были броненосцы круглой формы - "поповки", названные по имени автора - конструктора Андрея Александровича Попова. И в дальнейшем, к концу XIX века, Черноморский флот был возрожден. Он насчитывал огромное количество кораблей различных рангов. К 1917-му году командовал флотом адмирал Колчак. И опять наступили тяжелые времена для России. В период Первой мировой войны были потеряны в боевых действиях корабли. Но позднее, по приказу Ленина, в Цемесской бухте была затоплена еще часть кораблей. Сделано это было с целью, чтобы корабли не достались украинскому государству под эгидой Германии. По Брестскому мирному договору Украина отходила под протекторат немцев, то есть и флот должен был остаться здесь, на Черном море. Вновь возрождается кораблестроение только в тридцатые годы ХХ века. Строятся гражданские суда. В годы гражданской войны у стен завода был расстрелян 61 рабочий. И с того времени завод получил название имени 61-го коммунара. За это время, за годы советской власти, было построено огромное количество и гражданских судов, и военных кораблей, чем мы можем гордиться. Ныне завод переживает не самое легкое время, но мы надеемся на то, что там найдется место и историческому памятнику Николаевскому адмиралтейству. Есть такая задумка у наших властей, историков, краеведов, чтобы сделать там музей под открытым небом. В музее судостроения и флота имеется множество экспонатов, посвященных заводу. Это весь XVIII и XIX век. Ведь наши остальные заводы были построены гораздо позднее: ЧСЗ в конце XIX века, завод "Океан" в 1951 году. То есть первая половина музея рассказывает о продукции Николаевского адмиралтейства Ингульской верфи". Справка: Производственая деятельность судостроительного завода имени 61 коммунара: гражданское, военное судостроение, ремонт судов и кораблей, изготовление изделий машиностроения. Общая площадь предприятия составляет 1414,5 тыс. квадратных метров, площадь застройки - 476,5 тыс. квадратных метров. Производственные мощности предприятия сконцентрированы в 286 промышленных зданиях и 165 промышленных сооружениях. Предприятие обладает мощностями по изготовлению судовых
конструкций, осуществляет постройку судов, их ремонт и обладает высоким
потенциалом по судостроению. Строительство корпусов судов производится на трех стапельных местах, при этом одновременно производится установка и монтаж части оборудования и механизмов.
Стапельные места завода позволяют строить и спускать на воду корпуса судов весом до 20000 тонн. На заводе также имеется плавучий док, который может использоваться для выполнения работ по ремонту судов.
Грузоподъемность дока до 7000,0 тонн. Таким образом верфь имеет необходимые производственные
возможности для самостоятельного строительства и ремонта судов в полном
объеме. На заводе с сентября 2003г. документирована, внедрена и
поддерживается, а также постоянно совершенствуется система управления
качеством в соответствии с требованиями международного стандарта EN ISO
9001: 2000 В июле 2004г. система управления качеством завода
сертифицирована Германским Ллойдом и предприятию был выдан Сертификат №
QS 3 132 НН на функционирующую Систему управления качеством в области
строительства и ремонта судов, плавучих сооружений и изготовления
металлических конструкций, которая удовлетворяет требованиям
международного стандарта DIN EN ISO 9001: 2000. |