На выставке представлены скульптурные композиции, выполненные в технике высокого рельефа, почти круглой скульптуры. Наиболее любимыми у мастера были образы народных мастеров – ремесленников: «Бондарь», «Портной», «Печник», «Кузнец», «Лодочных дел мастер», «Винодел».
Уделял внимание художник и экологическим проблемам, которые отражены в работах «Защитим природу!», «Моление дождя», «Привет, птица!». В его философских работах через образы мыслителей ярко выражено отношение художника к его пониманию философской сути бытия. Это работы «Древо познания», «Поднимающийся», «Диссонанс», «Торопись медленно» и др.
Интересны в его исполнении и исторические образы, ставшие символами мудрости: «Сократ», «Давид», «Пророк». Не обошел вниманием Евгений Петрович и исторические события нашей страны. Сюжеты о Великой Отечественной войне раскрыты в работах «В то майское утро», «Вспомни, дедуля!».
С юношеских лет художник увлекался резьбой по дереву, этим искусством овладел самостоятельно. - «Он любил говорить с деревом. Работа для него была не автоматическим переносом идеи в материал (тогда все равно, какой материал – гипс, мрамор или металл), а непрерывным диалогом с деревом, от которого он получал радость», - вспоминает Юлия Зайцева, жена и верный спутник по жизни художника.
В произведениях мастера отразилась его богатая духовная натура, философское мировосприятие, чувство юмора и доброй иронии. - «Знать этого человека было мало. Общаться с ним тоже было мало. Это была неординарная, незаурядная личность, которая тонко чувствовала теплоту, мягкость, прочность дерева в руках, - рассказывает Михаил Димитров. В каждой своей работе он подчеркивал что-то удивительное. Каждый образ он выражал на столько ярко - то ли это улыбающийся, толи грустный, толи злой персонажи, но в материале каждое произведение играло». Во всем сопереживала с ним его верный спутник по жизни Юлия Федоровна - вторая личность, которая умела его понимать, общаться с ним на равных, а самое главное давать мастеру полет для творчества. То, что сегодня открывается такая выставка это память и знак того, что мы ценим, то что у нас есть. И дай Бог, чтобы эта выставка каждый раз приобретала новый оттенок в новом посетителе и в новом ученике, который будет изучать работы Евгения Зайцева», - поделился с гостями Михаил Федорович.
На открытии выставки собрались друзья, коллеги, ученики Евгения Зайцева. Каждый рассказывал что то о Евгении Петровиче. Литератор, писатель, журналист, режиссер Анатолий Маляров припомнил, что он был страшно строгим к себе и к любому художнику. Но во всем этом была доброжелательность, понимание. Искусствовед и коллега по кафедре декоративно-прикладного искусства университета культуры и искусств Наталья Сапак, пришедшая с букетиком ярких цветов, поведала о том, что образ Евгения Петровича у нее ассоциируется с этими осенними цветами. Прошла жизнь, как и прошло активное цветение природы – весна, лето. Наступила осень. Природа замирает. И эти осенние желтые цветы дарят нам последние солнечные лучи. – «Вот так и образ Евгения Петровича в моем сознании и воображении. Его уж нет. Он далеко от нас. Но он дарит свое тепло нам с вами посредством своих работ. С каждым годом эти работы становятся только теплее. Через них с нами говорит художник».
- «Это ремесленник, который сквозь работы показывает нам свои мастеровые руки художника, резчика», - продолжила член Национального Союза художников Украины Инна Мяло.
Глава правления Николаевской областной организации Национального Союза художников Украины, Заслуженный деятель искусств Украины Олег Приходько припомнил как частенько бывал в мастерской у Евгения Петровича в подвале на ул. Московской, где были созданы многие из работ, присутствующих на сегодняшней выставке. – «Думаю, что музей должен приобрести часть этих работ. Я точно знаю, что на такую скульптуру и на эту пластику есть покупатели, причем покупатели со своими уже сложившимися коллекциями», - заметил Олег Константинович.
Один из учеников Евгения Зайцева в обращении к пришедшим на выставку гостям подчеркнул, что не случайно все сейчас видят именно деревянные работы Евгения Петровича. – «На сколько я знаю, он работал и в других техниках: металл, чеканка, гравюра. И был убежден и учил меня тому, что плохого материала нет, но именно дерево – материал особенный, к которому нужен индивидуальный подход. Все эти работы я воспринимаю как автопортрет Евгения Петровича. Это кусочки его внутреннего мира, кусочки его души».
К открытию выставки вышел каталог, автором которого являются Юлия Зайцева с Натальей Сапак. Издательство «Варт» оказало спонсорскую поддержку в его издании. Это первая персональная выставка работ Е.Зайцева в музее им. В.Верещагина. Со слов директора музея Сергея Рослякова с Евгением Зайцевым он познакомился впервые на одной из николаевских выставок в 1980-е годы. В 90-е годы работали вместе в институте культуры и искусств, где Сергей Николаевич преподавал историю искусств, а Евгений Петрович резьбу по дереву.
На вопрос: что нужно, чтобы фонд музея пополнился работами мастера, Сергей Николаевич ответил, что нужно их выкупить у вдовы, а для этого необходимо найти какие-то средства для их приобретения.
Стоимость одного панно колеблется от 100$ (удалось мне узнать у вдовы художника). Со слов Юлии Зайцевой, на одну работу у мужа уходило около двух месяцев. И это только на резьбу, не считая эскизной работы. Ныне его панно находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Львове и Николаеве. Многие работы ушли за рубеж – Германия, Франция, Канада, Америка.
Ученики Евгения Петровича и по сей день заходят в гости к Юлии Федоровне. Это николаевские художники Александра Партеко, Владимир Гусев, Юрий Одробинский, Тарас Завируха и др.
Если заглянуть в биографию мастера, то можно смело сказать, что Евгений Петрович прожил интересную жизнь. Родился художник в г. Орша Витебской области, в Беларуси. Юношеские годы его прошли в Севастополе, где окончил среднюю школу. После окончания общеобразовательной школы работал в Севастопольском театре им. А.Луначарского актером, служил в летных частях Советской армии, и после демобилизации поехал учиться в Москву, в институт культуры на режиссерский факультет. После его окончания получил назначение в Тамбовский филиал Московского института культуры, где около пяти лет работал преподавателем, заведующим кафедрой, уча студентов режиссерскому и актерскому мастерству.
С 1974 года художник переехал в Николаев и начал работать на кафедре режиссуры Николаевского культурно-просветительного факультета Киевского государственного института культуры. Под его руководством были поставлены студенческие спектакли по произведениям Ф.Достоевского, А.Чехова, Ф.- Г.Лорки и др. После развала кафедры преподаватель был вынужден покинуть институт, но не оставил связей с ним, почасово читая на культурологических специальностях историю искусств.
Педагогическую деятельность Евгений Зайцев продолжил на курсах художников – оформителей Областного научно – методического центра народного творчества. В эти же годы он входит в состав творческого объединения народных мастеров «Прибужье», выполняя обязанности председателя правления. Принимает участие в оформлении уголка отдыха Дома ребенка, где его руками сооружены монументальные скульптуры «Баба-Яга» и «Леший», детского комплекса «Сказка», где и по ныне стоят творения рук мастера «Карлсон», «Буратино» и др.
С 1983 года начинается активная творческая работа Евгения Зайцева как мастера декоративной скульптуры. В 1992 году художнику Указом Президента Украины было присвоено почетное звание Заслуженного мастера народного творчества Украины. А в 1993 году в Николаевском филиале Киевского института культуры и искусств была открыта кафедра декоративно-прикладного искусства, где Евгения Петровича пригласили преподавать основные курсы по специализации «Художественная обработка дерева».
Около десяти лет Евгений Зайцев преподавал в должности доцента, позже профессора в университете культуры и искусств на кафедре декоративно-прикладного искусства. Под его руководством студентами был оформлен главный корпус филиала университета. Евгений Петрович был участником 51 выставки. Его произведения экспонировались на 31 областной, 13 республиканских, 4 –х всесоюзных и 3 –х международных выставках. |