Свою первую куклу Вероника помнит очень хорошо. Сама вырезала ее из картона. Платье для своего творения юная девчушка (тогда ей было 4 года) сообразила сделать из подручных средств. Ими стали фантики от шоколадных конфет. Все это мастерица вспоминает с трепетом и улыбкой на лице.
Прежде чем делать какую-то работу готовится эскиз, заранее продумывается лицо и мимика будущего персонажа. Или это печальный или глупый или хитрый герой. А после начинается этап воплощения задумки в жизнь. Прежде чем изготовить одно лицо, мастерица может пять-шесть не лучших вариантов оного просто выбросить (если посчитает это браком).
- «Когда делаю куклу, то проживаю ее жизнь. Кукла «Я ль на свете всех милее» ничем не приметная. Сидит бабуля старенькая. Все в морщинах. Носик с горбинкой. Но я вижу ее в молодости красавицей с множеством ухажеров, ни в чем себе не отказывавшую. А на старости оставшуюся одинокой», - рассказывает рукоделица.
Семья (муж для Вероники первый советчик и критик) за 35 лет семейного стажа успели поработать и на Чукотке и на Дальнем Востоке. Все увиденное по-своему аукнулось в творчестве, не прошло мимо. Нажили в горестях и радостях пятерых! детей. Все они уже взрослые. Старшему тридцать, младшей двадцать один. Но увлечение мягкой игрушкой, а затем изготовлением кукол-оберегов началось у севостопольчанки с рождения первенца. Дальше - больше. Дома у семьи Момонтовых до сих пор хранятся первые старенькие куклы мамы - рукоделицы – крысы, матросики.
Эскизы будущих работ разрабатываются вместе с супругом. Он тоже по профессии художник. Играет роль такого себе ОТК (отдела качества товара). - «Очень трудно найти соразмеренные масштабу мелкие детали для будущих костюмов персонажам. Поэтому все это ищется очень долго. Одна и та же кукла может иметь несколько дополнительных костюмов для переодевания. Все это, а так же организационные вопросы, связанные с выставками ложатся на плечи мужа», - рассказывает севастопольская мастерица. Дети в семье Момонтовых - это строгое жури. После того как сделана очередная кукла – новый член семьи ставится на центр комнаты и до мелочей просматривается домашними. Первые костюмы, вышитые крестиком, были сделаны дочерьми Вероники, так как сама она на тот момент этой техникой не владела.
Куклы автора где-то бравые, где-то простоватые, где-то дурашливые. Все зависит от изображаемого персонажа. На выставке представлены разные работы. Среди них и чеховские рафинированные персонажи (композиция «Бабочка») – дама с лорнетом и ее кавалер восхищенно рассматривающие бабочку, и казаки закадычные друзья, встретившиеся после удачного похода на врага и всем своим видом говорящие, что они не прочь выпить по такому поводу горилки. Каждая кукла - индивидуальный образ, который рождается очень не просто, а иногда и в испытаниях.
В коллекции представлена украинская тема. - «Хотя до конца она еще не разработана,- рассказывает Вероника. В голове вертится множество вариантов, как разнообразить уже то, что создано тем, что пока лишь в задумках. Есть цыгане, русские, евреи. А в будущем очень хочется затронуть татарскую и гагаузскую тему» .
Нынешнюю выставку до этого увидели жители Полтавы и Запорожья. В этих городах она проходила на протяжении месяца. В стенах Николаевского областного художественного музея им. В. В. Верещагина выставка продлится до 20 августа 2007 года.
Представлено 32 куклы, настенные панно и фляги различных размеров, обработанные тряпичными материалами (имитация старины).
|