Начальник отдела перспективных направлений развития Николаевской ТПП Лариса Горохова ознакомила
участников круглого стола с предложением создания товарного знака «Сделано на
Николаевщине», инициатором которого выступила палата.
Местный производитель имеет трудности в донесении своей продукции до
потребителя в условиях свободного рынка, не имеет достаточных средств для
продвижения собственной торговой марки. «Мы предлагаем разработать торговый
знак, благодаря которому местная продукция стала бы наглядной и привлекла
внимание. Николаевские производители теряются в общей массе, хотя имеют хорошие
традиции», - отметила Лариса Горохова.
Кроме того, Лариса Георгиевна отметила, что большое преимущество товаров местных
производителей в том, что их качество легче
контролировать.
Предполагается, что местные
производители
в добровольном порядке смогут покупать у Николаевской ТПП право
на использование товарного знака «Сделано на Николаевщине» после того,
как
товар пройдет все необходимые проверки качества и экспертизы
документов. Данный товарный знак будет обеспечен широкой
информационной поддержкой и рекламой.
Как отметил президент торгово-промышленной палаты Николаевской области Сергей
Власенко, в последнее время стали часто проводиться проверки супермаркетов
санэпидемстанцией, управлениями ветеринарной медицины, защиты прав потребителей:
«Из супермаркетов не надо делать врагов, их необходимо делать партнерами. Мы предлагаем
проанализировать ассортимент в супермаркетах, определить квоту для местных
производителей – 15-20%. Это также позволит создать не менее 10 новых рабочих
мест в каждом торговом месте, обеспечит поступления в местный бюджет».
Если супермаркеты-сетевики из других регионов, которые платят туда налоги, не
поймут намерения местной власти в части поддержки николаевских
товаропроизводителей, местные советы готовы поднять в несколько раз плату за
землю, по словам Сергея Власенко.
В свою очередь заместитель начальника Николаевского областного управления
по вопросам защиты прав потребителей Ирина Цыган отметила, что расходы производителя на приобретение
товарного знака повлекут за собой удорожание
товара, что ляжет на плечи покупателя.
Стоимость товарного знака, по словам Сергея Власенко, еще будет
согласовываться с органами местного самоуправления. «Каждая компания, когда
взвесит, платить ли супермаркету за вхождение в сеть или продвигать товарный знак, поймет, что
преимущество нашей торговой марки налицо, так как сумма затрат несоизмеримая»,
- ответил Власенко.
Установление квот на товары местных производителей в супермаркетах
председатель Николаевского территориального отделения антимонопольного комитета
Украины Юрий Дробилко назвал незаконным: «Квоты незаконны, более того, эти
нормы выполнить невозможно. Лучше было бы, если бы размер этой квоты сложился благодаря
другим рычагам – нужно сделать, чтобы наша продукция была качественной,
конкурентоспособной».
Сергей Власенко отметил, что введение товарного знака и квот – это одна из
антикризисных мер. Кризис когда-то закончится, а период в 2 года подходящий для
проверки окупаемости товара: он либо укрепится на рынке, либо уйдет с него. Квота добровольная, супермаркет может
на нее согласиться, а может платить высокий земельный налог.
Председатель Николаевского областного профсоюза работников малого и
среднего бизнеса Елена Герасимчук высказала сомнение, что малый бизнес сможет
покрыть такие объемы рынка: «наше производство потихоньку «тухнет». Никто за
последние годы не помог малому бизнесу. Нужно поддерживать бизнес на протяжении
всего цикла, начиная от производства, чтобы потом под этот товарный знак не
подсовывался некачественный продукт».
Представитель ООО «Омега» Владимир Степанов поднял вопрос о
дистрибьюторских компаниях и отметил, что помимо супермаркетов есть еще много
розничных мелких точек, где могла бы реализовываться продукция местных
производителей. Кроме того, большой проблемой, по его словам, сейчас является
то, что супермаркеты задерживают оплату за закупленную продукцию.
Сергей Власенко ответил на это, что, согласно статистическим данным, товарооборот супермаркетов более 40%, поэтому
им отдали предпочтение, также у них есть большие земельные площади, что
позволяет использовать земельный налог в качестве рычага управления.
Представитель ТЦ «Южный Буг» Елизавета Бриенкова сообщила, что объем
товарооборота в супермаркетах 9%. 91% товарооборота – это линейная розница
(рынки, киоски, магазины).
«Идея это интересная, но чисто как площадка, чтобы понять, что хочет
покупатель. Кроме того, товары с товарным знаком «Сделано на Николаевщине» не
получат такое удешевление, как приват-лейблы других сетей – «Верес», «Фуршет», «Метро»
и так далее», - сказала Елизавета Бриенкова. По ее словам, товары местных
производителей итак достаточно широко представлены в «Южном Буге». Супермаркет
готов предоставить торговую площадь под продукцию с товарным знаком «Сделано на
Николаевщине», но если этот товар продаваться не будет, в следующем месяце он
заказываться не будет.
«Под эту марку должна быть создана дистрибьюторская компания, кто-то должен
осуществлять логистику. Супермаркетам нужно 1 лицо, с которым они могут
работать по этому товарному знаку», - добавила Елизавета Бриенкова.
А вот представитель отдела развития предпринимательства Николаевского горисполкома
отметил, что относительно того, какие рычаги
влияния использовать на супермаркеты, нужно еще подумать – либо это будет
регулироваться земельным налогом, либо другими преференциями.
Через 10 дней состоится очередное заседание рабочей группы под
председательством вице-губернатора Валерия Топихи, куда входят представители
областного управления экономики, «Николаевстандартметрологии», областной СЭС,
управления по защите прав потребителей, на котором еще раз обсудят товарный
знак «Сделано на Николаевщине», учитывая предложения и пожелания, высказанные
сегодня во время заседания круглого стола представителями различных сфер и
организаций.
Автор: Светлана Яремчук
|