Отступив от элементарных принципов журналистской
этики, «интернетчики» подали версию только одной из сторон. Даже сотрудники
милиции до сих пор не могут разобраться, кто же в данной истории является
потерпевшим, а кто виновником. Собственно с интернет-изданиями такие
«однобокости» происходят нередко, ведь в нашей стране интернет-журналистика до
сих пор существует вне рамок правового поля и порой в некоторые интернет-газеты вываливается все – от дешевых
сенсаций, до громких псевдоразоблачений. Но эту историю тут же растиражировали
газета «Сегодня» и канал ICTV.
Так что же произошло на самом деле? По версии
таксистов базы 064, ночью с 22 на 23 августа один из них прибыл по вызову в
район просп. Ленина и ул. Фрунзе. Здесь компания из двух девушек и молодого
человека попыталась посадить в такси питбуля, который тут же запрыгнул на
заднее сиденье. А когда таксист отказался везти животное, неизвестный молодой
человек начал бить по автомобилю ногами и хлопать дверью. Таксист вызвал
подкрепление и вдвоем с подъехавшим коллегой они вступили в драку с буйным
клиентом. При этом во второго таксиста «по самую рукоятку вошел нож». Тут
подъехало еще с десяток таксистов, попытавшихся усмирить разбушевавшегося
клиента. И только тогда появилась милиция.
Однако версия самого офицера спецслужбы разительно
отличается. По его словам, он действительно провожал двух девушек. И, вызывая
такси, предупредил оператора, что они желают ехать с собакой. Однако, увидев питбуля,
таксист разразился нецензурной бранью в адрес девушек, одна из которых является
к тому же гражданской женой капитана. Та в ответ раздраженно хлопнула дверью,
заявив, что пойдет пешком. Таксист стал угрожать расправой и вызвал коллег,
которые быстро прибыли на место и избили сотрудника СБУ, вступившегося за
девушек.
Возможно, офицер лжет, стараясь себя выгородить? Но
почему тогда таксисты, которых было в десять (!) раз больше не смогли отобрать
у него нож? Более того, это орудие таинственным образом вообще исчезло, никто
его не нашел по сей день, в том числе и милиция. А рана от всаженного «по самую
рукоятку» ножа по заключению медиков оказалась непроникающим колото-резаным
ранением, по сути – глубокой царапиной. И могла быть нанесена обыкновенными
металлическими ключами, тем более что капитан СБУ не отрицает: когда на него
напали, он держал в руках связку ключей. Зато нападавшие больше напоминали
банду погромщиков с палками, бейсбольными битами, арматурными прутьями,
«розочками» от разбитых бутылок. Что, кстати, зафиксировано в милицейском
протоколе. И еще. Если на вас нападают, вы, конечно, можете позвать на помощь
коллег. Но почему через того же оператора такси не вызвать наряд милиции?
Однако таксистам милиция оказалась ни к чему. Наряд приехал по вывозу одной из
девушек.
Кстати, а записываются ли разговоры с диспетчером,
ведь тогда можно было бы узнать, предупреждал ли он водителя такси, что у
одного из пассажиров будет собака. А существует ли журнал регистрации вызовов?
А кто вообще занимается кадровым подбором водителей такси, и откуда в их
машинах внушительный арсенал, достойный уличных громил? Вопросы, вопросы…
Старые таксисты хорошо помнят, что в советское время попасть
на работу в таксопарк было непросто. Требовалась медкомиссия, справка из
психоневрологического диспансера и наркологии, проверка по базам данных МВД.
Перед каждым выездом из гаража водителя проверял медработник, а его машину
механик. В салоне обязательно стоял таксометр, велся учет поступлений денег в
кассу предприятия.
Сейчас ничего этого нет и в помине. Таксопарков
сегодня тоже нет. Нет ни отделов кадров, ни врачей, ни механиков. Есть только
информационный центр или, проще говоря, диспетчер. Как правило, это обычный
частный предприниматель, и ему абсолютно наплевать, кого он берет на работу –
наркомана, пьяницу, человека, склонного к правонарушениям… Лишь бы договор
заключил да деньги платил. Да, по закону он еще должен проверить у таксиста
лицензию или лицензионную карточку. Но, как правило, этого никто не делает. И
если маршрутки проходят техосмотр раз в квартал, то такси, как и все
легковушки, раз в один - два года. Что же касается соблюдения требований
законодательства и уплаты налогов, по оценке главной инспекции на автомобильном
транспорте в Николаеве в частном извозе задействовано около 4 тыс. человек. И
лишь каждый десятый из них имеет лицензию или лицензионную карточку.
Представляете, 90% николаевских таксистов работают незаконно! Только за
последние месяцы в результате проверок таксистов в николаевские суды передано
400 актов о нарушении ими лицензионных условий. И что? Да ничего, как нарушали,
так и нарушают.
В итоге, можем констатировать печальный факт: если в
маршрутных перевозках государство и местные власти смогли навести хотя бы
формальный порядок, в частном извозе его нет вообще.
Упущения государства, контролирующих инстанций,
безразличие со стороны баз такси (нет баз как таковых, а информационные центры, ибо сегодня таксопарков со своей базой нет, и машины
частных извозчиков гаражируются где попало) ведут к тому, что оказанием этих
услуг занимаются случайные люди. Отсюда и рост ДТП с участием таксистов, в том
числе со смертельными исходами, и скандалы с пассажирами.
Нет, работа таксиста конечно не мед. Бывает, их и
грабят, и даже убивают. Для того и существует система экстренного оповещения,
чтобы помочь коллеге, попавшему в беду. Но в условиях бесконтрольности и
вседозволенности не превращается ли эта система в подобие условной связи
уголовников для срочного сбора банды? Тем более что очень часто, таксисты съезжаются
защищать своих, но при этом не сообщают в милицию. Зачем, когда можно устроить
самосуд, коллективное избиение?! И если в таксистской среде окажутся лица,
склонные к совершению правонарушений, они без труда смогут злоупотреблять
«тревожной кнопкой», устраивая драки и скандалы на ровном месте.
Примеры? Да сколько угодно!
Весной работник одного из госучреждений (его
координаты есть у редакции и у Центрального РО г. Николаева, где был
зафиксирован этот инцидент) вместе с товарищем хотели уехать из Ракетного
Урочища. Им предложил свои услуги оказавшийся поблизости таксист базы 053. Но
когда узнал, что одному из них нужно ехать в Лески, а другому – в Широкую
Балку, в грубой форме отказал им с применением нецензурной брани. Парни оказались
не робкого десятка и ответили тем же. Тогда таксист, предварительно вызвав
подмогу, выскочил из машины, в которую они не успели даже сесть, и бросился на
них с бейсбольной битой. Подъехало еще
несколько машин, завязалась драка. Неизвестно, чем бы она закончилась для
незадачливых пассажиров, если бы очевидцы происходящего не вызвали наряд
милиции. В другом случае таксист немотивированно выстрелил в пассажира из
газового пистолета. Примеры можно продолжать. Автор статьи и сам, кстати, был
свидетелем классической ситуации в густонаселенном 70-м микрорайоне. На его
глазах водитель такси с применением ненормативной лексики агрессивно потребовал
от автолюбителя освободить проезд, а когда тот возмущенно ответил: «Не трамвай,
объедешь» (а как еще реагировать на хамство?), вызвал коллег. Уже через
несколько минут собралось с десяток такси, водители которых, особо не
разбираясь, учинили самосуд. Несмотря на то, что вокруг места происшествия
расположено несколько девятиэтажек, милицию так никто и не вызвал.
Хамство, нецензурщина, полууголовный сленг постепенно
становятся визитной карточкой николаевского частного извоза. Естественно, с
бейсбольной битой или арматурным прутом под рукой они чувствуют себя еще более
безнаказанно. Еще раз повторюсь, что не собираюсь возводить напраслину на всех
без исключения, тем более что и среди моих знакомых есть таксисты – нормальные,
вежливые люди. Но от них же я знаю, как проводят время иные их собратья по
профессии в ожидании заказов, особенно ночью: принимают экстази и трамадол, курят
марихуану, устраивают выяснения отношений с конкурентами. А уж «развести»
пассажира на «бабки» для них вообще главная задача в жизни.
В эту, несомненно трудную и даже опасную профессию,
сегодня идет все больше молодежи, не имеющей нормального образования,
водительского стажа и житейского опыта. Одних привлекает ложная романтика,
других – возможность быстрого заработка. И в самом деле – купил «шашечки»,
радиостанцию, и зарабатывай в своё удовольствие. Вот только для пассажиров
удовольствие это может оказаться сомнительным.
При опросе сотрудниками милиции капитан СБУ, о котором
шла речь в начале материала, он заявил, что вызвал такси, чтобы его знакомые
девушки смогли безопасно добраться домой. Во что обошлась ему эта
«безопасность», мы уже рассказали. Не получится ли так, что в отличие от
предыдущих лет, когда фиксировались случаи убийства таксистов, сегодня начнут
вершить самосуд и убивать уже сами таксисты, объединенные в банды «по вызову».
Не пора ли решить проблему своевременно, пока она не превратилась в глубокий
нарыв, очередную язву современного общества? Юрий Ребров |