Евроинтеграционный
выбор определен на официальном
государственном уровне (указом Президента
и недавним решением Верховной Рады) и
подкреплен социологическими исследованиями
ожиданий общества. В тоже время
стратегический характер отношений с
Российской Федерацией не однократно
подчеркивался на всех уровнях
государственной власти и пользуется
широкой поддержкой населения. Эксперты
уже отмечали, что возможное вступление
в Таможенный союз и соглашение о ЗСТ с
Евросоюзом, с правовой точки зрения,
относятся к несопоставимым категориям.
При том, что оба этих наших партнеров
интенсивно развивают сотрудничество
между собой, - все равно нам усиленно
навязывают мысль об обязательности
выбора по принципу «или-или».
К сожалению, подобные
высказывания звучали и в ходе мероприятий
в рамках Дня Европы в Николаеве.
Сторонников такого
подхода много в самой Украине, да и
официальные руководители российской
и европейской стороны уже жестко и
недвусмысленно высказывались в том же
ключе.
Можно понять
стремление партнеров из ЕС и Таможенного
союза добиться от Украины четких
приоритетов во внешнеэкономической
деятельности, и их готовность задействовать
весь арсенал имеющихся у них средств,
для максимального доступа к нашим
сырьевым ресурсам и рынкам сбыта. Но и
мы должны действовать, прежде всего, в
соответствии с собственными интересами,
интересами дня сегодняшнего и будущего.
В чем заключается
интерес Николаевской области? Напомню,
что наш регион – один из
экспортноориентированных, занимает
весомое место во внешнеторговом балансе
страны. С 2001 по 2010 год общий объем экспорта
вырос с 485 миллионов до полутора
миллиардов. При этом десять лет назад
доля стран СНГ, в основном это Российская
Федерация, в николаевском экспорте
составляла больше 56%, доля стран Европы
– почти 28%. А в прошлом году доля этих
партнеров уже 31% и 12% соответственно.
А вот вес стран Азии
и Северной Африки в структуре экспорта
Николаевской области вырос с 14% в 2001
году до 57% в прошлом году. На четыре
страны - Египет, Иран, Турция и Саудовская
Аравия - приходится 33% экспорта области.
При
этом необходимо учитывать, что продукцию
машиностроительного комплекса и готовые
продукты питания, то есть те товары, у
которых выше добавленная стоимость,
николаевским предприятиям удается
продавать на востоке и севере, в СНГ и
третьем мире.
Но наивным было бы
полагать, что наши позиции на рынках
арабских и азиатских стран неуязвимы.
И там быстро растет конкуренция и
требования к качеству, стандартам
продукции и т.д. Например, еще недавно
значительная часть металла из николаевских
портов уходила в Турцию, сегодня эта
страна сама является экспортером многих
позиций металлопроката. Можно вспомнить,
насколько жесткие условия ставил Египет
при заключении контрактов на поставку
кукурузы в эту страну компанией «Нибулон».
Поэтому без инноваций,
без освоения современных технологий и
оборудования будущего у наших экспортеров
нет. Именно в этом заключается наш
основной экономический интерес в
установлении особых таможенных режимов
и крупных международных экономических
соглашений.
Чтобы лучше понять
интерес региона, нужно представить,
какой будет Николаевская область в 2020
году, через девять лет?
Это полезно знать
и сегодняшним студентам, которым в эти
десять лет нужно найти свое место в
жизни и мире, и представителям стран
Европы, формулирующим для себя интерес
к нашему региону.
Сегодня в мире
стремительно растет ценность основных
ресурсов природы, которыми наделена
Николаещина: земля, плодородные почвы,
климат, морское побережье, географическое
расположение.
Отсюда можно вывести
те изменения, которые неизбежны:
- в мире растет спрос
на продукты питания – значит, можно
быть уверенным в развитии АПК, переработки
сельхоз продукции, пищевой промышленности;
- международная
торговля и интеграция экономики выходит
на новый уровень – транспортный узел
Николаев будет набирать обороты. А
объездной мост и электрификация железной
дороги к нашим портам станут серьезным
рывком вперед;
- проблема энергоресурсов
за это время станет только еще острее
– все проекты альтернативной энергетики
и энергосбережения будут крайне
востребованы, от тех двух ветроэнергостанций,
которые строятся в области, до модернизации
коммунальной инфраструктуры;
- новая экономика
потребует соответствующих
научно-исследовательских изысканий. В
частности, я уверен, будут развиваться
и Национальный университет кораблестроения,
и лучшие из наших проектных институтов.
Очень перспективным стало бы создание
в Николаев технопарка, с инициативой
которого уже не раз выступали. Я бы
добавил, что технопарк должен заниматься
не только судостроением, но и транспортной
логистикой, возможно, альтернативной
энергетикой.
При этом технопарк
мог бы помочь в решении крайне важной
задачи - создания наукоемких рабочих
мест для перспективной молодежи, лучших
выпускников наших вузов, в особенности
технических. Вот их-то в Европе встречают
с распростертыми объятиями, но, сохранит
ли Украина будущее, если потеряет свою
талантливую молодежь?
Но главное –
Николаевскую область ждут большие
изменения. Просто потому, что меняется
мир. Мы с вами можем быть участниками
этих процессов. Или той средой, которую
изменяют внешние силы. В этих процессах
может принять участие Европа – и тогда
изменения пойдут быстрее, будут
дополняться развитием демократического
общества. Если нет – эти возможности
используют другие глобальные игроки.
А значит, и Украина, и Николаев в частности
будут несколько другими.
Нецелесообразно
рассматривать ЗСТ с ЕС только как снятие
таможенных барьеров. В этом случае
выигрыш мы получим только для экспорта
металла да некоторых видов минерального
и аграрного сырья. Чтобы составить
конкуренцию европейским товарам,
необходима модернизация стареющего
промышленного оборудования, транспортной
инфраструктуры, колоссальные инвестиции
в энергосбережение, модернизация
аграрной сферы. Впрочем, все это
потребуется и в случае заключения
соглашений с Таможенным союзом, и для
сохранения объемов экспорта в страны
третьего мира.
Отрадно, что
руководители нынешних переговоров с
ЕС, в отличие от тех, кто руководил
подготовкой вступления в ВТО, это
прекрасно понимают. Скажем, последний
раунд переговоров в Брюсселе, был в
числе прочего, посвящен вопросам доступа
Украины и украинских предприятий к
европейским программам льготного
кредитования.
Переговоры с
европейской стороной очень тяжелы не
только потому, что в ЕС очень четко
понимают интересы своих компаний и
жестко, разнопланово их отстаивают.
Необходимо еще отстоять пространство
для маневра на восточном направлении.
Да, вступление в
Таможенный союз, при всей привлекательности
для жителей Востока Украины, или для
крупных потребителей российского газа,
маловероятно. Украина не станет выходить
из ВТО, чтобы присоединиться к Таможенному
союзу. До сих пор на такой шаг решились
только Сирия и Ливан, протестуя против
вступления в эту организацию Израиля,
и уже несколько лет они пытаются вернуться
обратно. Чтобы вступить в Таможенный
союз, не нарушая правил ВТО, Украине
потребуется согласовать новые таможенные
правила со 152-мя странами и компенсировать
их экономические потери. Размер
компенсаций сопоставим с выигрышем от
удешевления энергоресурсов из-за снятия
экспортных пошлин в случае вступления
в ТС.
Но абсурдным будет
отказ от всестороннего сотрудничества
с Россией и другими странами Таможенного
союза. По последним официальным
заявлениям, например, во время недавних
общественных слушаниях в Верховной
Раде, мы видим, что выбран курс на развитие
соглашений о свободной торговле в рамках
Содружества независимых государств, в
которые входят и страны, объединившиеся
в Таможенный союз. К сожалению, недавнее
заседание глав правительств стран СНГ
не смогло принять решения о подписании
Договора о свободной торговле в рамках
СНГ. Стоит отметить, что в рамках этого
объединения принято немало в целом
перспективных документов. Некоторые
из них работают, некоторые - нет, как,
например, соглашение о развитии
производственной кооперации. При этом
механизмы СНГ вполне согласуются как
с ВТО, так и Евросоюзом.
Примером такой
политики может быть Норвегия, которая
является членом Европейской ассоциации
свободной торговли и имеет соглашения
о свободной торговле как с ЕС, так и со
многими странами мира, от Южной Кореи
до Украины.
В последнее время,
при обсуждении этой темы, не раз вспоминали
слова Папы Римского Иоанна Павла ІІ:
«Историческая миссия Украины – стать
мостом и воротами между западной и
восточной цивилизациями». Казалось бы,
этот образ близок Николаевщине, с ее
транспортным потенциалом и доходами
от транзита.
Увы, мосты и ворота,
это первое, что блокируют или взрывают
при серьезных конфликтах. Украина должна
осознать себя самостоятельной европейской
страной с собственными интересами и
ценностями.
В
ходе дебатов студентов кораблестроительного
университета с европейскими дипломатами,
я предложил студентам подумать над
вопросом: какие ценности Украина принесет
в Евросоюз? Мы постоянно слышим, что
должны принять демократические ценности
западного мира. Это так. Но чтобы быть
партнером, а не объектом для чужих игр,
нужно в любых союзах опираться и на
собственные принципы и ценности. Даже
если речь идет о зонах свободной торговли.
|