Нет нужды особо представлять Юрия Семеновича нашим
читателям. Вряд ли в Николаеве найдется кто-нибудь, кто не слышал о нем, не
читал его увлекательных исследований по истории нашего города и отечественного
судостроения. Не одна тысяча инженеров, подготовленных Юрием Семеновичем по
важнейшим техническим дисциплинам, вышли из стен НКИ-НУК им. Макарова с 1973
года, когда он был приглашен профессором в институт. Под научным
руководством Ю.С. Крючкова
защитили кандидатские диссертации Ю.Н. Кипреев, В.Е. Микитюк, Е.В. Знаменский, А.И.
Тарасенко, В.С. Подгуренко и Н.И.
Николаев сегодня известные специалисты в
области судостроения.
Библиографический указатель трудов, выпущенных в 2005 году
Национальным университетом кораблестроения им. адмирала Макарова к 75-летию со
дня рождения и 50-летию научной деятельности Ю.С. Крючкова содержит около 600
наименований книг, монографий, научных статей, авторских свидетельств,
литературных произведений и газетных очерков и статей по самым разнообразным
научным проблемам науки и истории.
Можно видеть, что круг интересов Ю.С. Крючкова касается четырех
областей: подводные лодки,
динамика и прочность; парусные суда и ветротехника; история судостроения,
в частности нашего города как отечественного судостроительного центра; литературные
произведения. И в каждой из этих областей он достигает впечатляющих
успехов.
Например, подводные лодки. Окончив в 1952 году НКИ, он до 1956
года работал на николаевском заводе им. А. Марти (ЧСЗ) на строительстве
тяжелого крейсера “Сталинград” и подводных лодок пр. 613, дойдя до должности
строителя по механической части. Освоив на практике последние на те годы
достижения подводного судостроения, Ю.С. Крючков поступает в аспирантуру
ведущего отечественного судостроительного НИИ им. акад. А.Н. Крылова в
Ленинграде, где работает до 1973 года, защитив кандидатскую и докторскую
диссертации, пройдя путь от инженера-исследователя до начальника сектора. Эти
годы работы в научно-исследовательском институте совпали с периодом невиданного
технического развития отечественного атомного подводного флота. Тысячи
сложнейших вопросов прочности, вибрации, акустики, технологии встали и были
успешно решены отечественным судостроением. Работы Ю.С. Крючкова, написанные в
эти годы, посвящены взрывостойкости энергетических установок подводных лодок
при действии подводных атомных взрывов, ударостойкости судового энергетического
оборудования. Выпущены содержательные монографии, не потерявшие до настоящего
времени своего значения: “Динамическая прочность судового оборудования”,
“Устойчивость судового энергетического оборудования”, “Система РДП подводных
лодок”, а также свыше 90 научных статей.
Через всю жизнь Ю.С. Крючкова проходит любовь к парусному
флоту. В своей автобиографии Юрий Семенович пишет: “Паруса вошли в мою душу в
раннем детстве, когда я смотрел на белые крылья яхт в нашем яхт-клубе или
двухмачтовые парусные шхуны, уходившие по лиману на рыбную ловлю. С тех пор я
так увлекся теорией парусных судов, что не оставляю ее и сейчас, в свои почти
80 лет”.
Теория движения судов с ветродвигателями и ветродвижетелями,
разработка методов расчета и проектирования парусных судов, остойчивость
парусных многокорпусных судов, прочность рангоута и такелажа парусных яхт вот круг вопросов, в значительной степени
разрешенных в свое время Ю.С. Крючковым. Им выпущены книги “Механика парусного
судна”, “Парусные катамараны”, “Крылья океана” и в 2007 году “Корабль и
эстетика” прекрасно изданное
содержательное исследование связи кораблестроения с искусством.
В области, связанной с парусами, им опубликовано около 80
статей.
Но не только теория увлекала Ю.С. Крючкова. Он
организовал и возглавил отраслевую лабораторию “Ветродин”, которая проводила
исследования парусного движителя, разработала свыше 30 типов парусов. Нужно
отметить, что современные паруса это
сложные конструкции, которые должны поддаваться механизации управления. Тканевые
паруса, требующие большого обслуживающего персонала, в современных условиях
серьезно потеснены. Ряд новых проектов парусных судов был разработан и
осуществлен. Это спортивно-прогулочный катамаран “Бумеранг”,
научно-исследовательский тримаран “Таис-3” для центра подготовки космонавтов им. Ю.А.
Гагарина, крупный парусно-моторный катамаран “СимНико” на 40 пассажиров,
научно-исследовательское судно НКИ “Дельта”оснащено жесткими убирающимися
парусами др.
Вспоминая свою жизнь, Юрий Семенович говорит, что его
интерес к истории зародился в ранние школьные годы, когда он бегал каждую
неделю в наш историко-археологический музей. В начале пятидесятых годов
прошлого столетия он впервые пишет несколько статей в журналы “Техника молодежи”, “Военные знания” и “Морской
сборник”. Но глубоко на вопросах истории судостроения Ю.С. Крючков
сосредоточился с 1973 года после возвращения в Николаев.
К своим достижениям Ю.С. Крючков относит разработку
вспомогательной дисциплины “каронимики”
науки о названиях кораблей, представляющей интерес для самых широких
кругов любителей судостроения и его истории. Каждому хочется знать, почему и
когда так или иначе назван корабль. Почему, например, первый николаевский
корабль назван “Святым Николаем”? На все это дает ответы каронимика.
По исторической тематике Ю.С. Крючковым написаны книги:
“Алексей Самуилович Грейг”, “Самуил Карлович Грейг”, “Старый Николаев и его
окрестности”, “Имя на борту”, “История Николаева от основания до наших дней”,
“История улиц Николаева”, “Подводные лодки Советского Союза, 19501995 гг.”,
“Подводные лодки и их создатели”, свыше 250 статей в журналах, сборниках и
газетах.
Несомненно, каждого, кто читал книгу “Старый Николаев и его
окрестности”, не оставляет чувство сопричастности с историей нашего города и
реальное ощущение связи времен.
Плодотворными оказались работы Ю.С. Крючкова в области
истории отечественного судостроения и родного города. Благодаря многолетней
деятельности Ю.С. Крючкова нашли свое разрешение многие неясные вопросы ранней
истории города Николаева, выдающихся наших деятелей, в первую очередь
адмиралов А.С. и С.К. Грейгов,
много сделавших для развития отечественного флота и нашего города. Особенно
ценным является научная реконструкция фрегата “Святой Николай” первенца николаевского судостроения, корабля,
окруженного трогательным и искренним вниманием николаевцев всех поколений. Мы
настолько сжились с образом этого парусного корабля, изображения которого
многократно повторяются на въездных стелах города, памятных знаках и
публикациях, посвященных нашему городу. А ведь каких-то полвека тому назад этот
парусник изображался без соблюдения точных пропорций, лишенным характерных
подробностей реального корабля. Благодаря труду Ю.С. Крючкова мы имеем перед
собой достоверный живой образ этого исторического для нас творения рук наших
предков.
А вот другой исторический труд, вышедший из печати в 2007
году в николаевском издательстве “Степь-инфо” “Подводные лодки и их создатели.
1900-2000 гг”.
Книга была встречена нашей судостроительной инженерной
общественностью с большим интересом. Этому несколько причин.
Наш город в течение ХХ столетия был одним из главных
строителей подводного флота России и Советского Союза. В Николаеве за всю
историю судостроения было построено около 160 подводных лодок. Первый в мире
подводный заградитель М.П. Налетова создавался на ЧСЗ. Своим рождением завод
“Океан” обязан намерению организовать специализированное поточное производство
подводных лодок в СССР (впоследствии эта идея была реализована в
Северодвинске). Уникальное поточное производство траулеров на ЧСЗ с ежемесячным
выпуском одного двух траулеров тоже побочный результат строительства подводных
лодок пр. 613 на ЧСЗ в сороковых-пятидесятых годах ХХ столетия, в котором
принимал участие и Ю.С. Крючков. Так что история подводного флота тема, весьма интересующая николаевцев.
Автор профессор Ю.С.Крючков
известный специалист не только в истории судостроения, но и в области
подводного судостроения. Более того, он сам был активным разработчиком новых
расчетных методов конструкций подводных кораблей. Поэтому техническая сторона
истории подводного флота ему известна не понаслышке.
Особую познавательную и художественную ценность имеют
портреты создателей подводных кораблей, позволяющие представить их как живых
личностей.
От изложения веет духом спокойного точного знания, нет этих
набивших оскомину реверансов в сторону иностранных “субмарин” вместо “подводных
лодок”, названий проектов “Янки”, “Чарли”, “Зулу” (по натовской классификации)
вместо наших отечественных “Акул”, “Барсов” и др., под которыми они создавались
в нашей стране и известны нашим судостроителям. К слову, самая большая в мире
подводная лодка пр. “Акула” и многоцелевая атомная подводная лодка пр. “Барс”
разработаны под руководством генеральных конструкторов С.Н.Ковалева и
Г.Н.Чернышева выпускников нашего НКИ, а
построены на Северодвинском заводе, директором которого многие годы был также выпускник
НКИ Е.П. Егоров. Об этих выдающихся людях неоднократно писал Ю.С. Крючков.
Несколько слов о последнем направлении творческой
деятельности Ю.С.
Крючкова о художественной литературе.
Создавать литературные произведения он начал давно, еще в
60-х годах прошлого столетия. Писал, да не публиковал, хранил в личном домашнем
архиве, и только в последние годы вынес на суд читателя. Так в 2006 году
опубликована историческая повесть “Кто вы, княжна Тараканова?”.
Ю.С.Крючков написал ее как-то легко и увлекательно, со
знанием не только сухих архивных и новых, открытых им самим, материалов по
этому вопросу, но и людской психологии представителей разных социальных слоев,
втянутых судьбой в эту историю. И все это связано не только с Петербургом, с Италией,
но и с Украиной, с нашими краями. Чего только стоит эпизод поездки по южным
степям, неудавшейся переправы через Русскую и Волошскую косы и принудительного
путешествия в Крым корчмаря. Корчмарь был другом Розумовского любовника будущей императрицы Елизаветы,
дочери Петра I. Он вез их дочь
малолетнюю внучку Петра I за
границу, подальше от бушующего страстями императорского двора, может быть,
будущую княжну Тараканову. Все здесь к месту: и тонкие описания природы, и
мысли героев о житье бытье в XVIII веке,
и характерные украинские и татарские слова и названия.
Особенно плодотворным в литературном отношении оказался 2007
год, в котором вышла из печати автобиографическая повесть “Соль на ранах”, где
ярко представлен образ города Николаева и жизнь горожан во времена детства
автора, войны и послевоенных лет.
И, наконец, большой сборник “На грани веков”, в который
вошли исторические повести “Колесо Фортуны”, “Камергер и Кончита”, “Храм
Весты”. Первая из них рассказывает о судьбах основателя американского военно-морского
флота Пола Джона и испанца основателя
Одессы Иосифа Дерибаса, об участии в событиях, так или иначе связанных с
основанием нашего города. Вторая
правдивая история отношений русского дипломата Н.П. Резанова и юной
красавицы испанки Кончиты. Эта история
несколько отличается от романтической версии, послужившей основой известной
рокоперы “Юнона” и “Авось”. Третья, “Храм Весты” показывает драматические
события, связанные с адмиралом А. Грейгом и составителем словаря, тогда юным
мичманом В. Далем в их бытность в нашем городе.
Выдающийся вклад в сохранение украинской национальной
культуры, активная научная, историческая и литературная деятельность Ю.С.
Крючкова в 2007 году отмеченна областной премией им. Н.Н. Аркаса.
Жизнь героя нашего очерка пролетает как песня, запевкой
которой может служить образ из последней книги самого Юрия Семеновича Крючкова,
образ, понятный каждому николаевцу:
“Выйдя к обрыву Морского бульвара, мы видели широченный
разлив, где сливаются Ингул и Буг, а внизу, под бульваром, в военной гавани
стояли у причалов миноносцы и тральщики, грузившие мины и торпеды. Справа
шумела верфь, где строились и достраивались военные корабли. А между Ингульским
мостом и стеной Адмиралтейства была маленькая пристань, у которой кормой к
стенке стояли две большие рыболовные шхуны. Иногда разводили мост, и, пользуясь
попутным ветром, они уходили под своими серыми парусами, маня нас в море…”
Море, море… Так проходит наша жизнь, так или иначе связанная
с морем.
Б. Бугаенко, профессор, лауреат
Государственной премии СССР
А. Галь, профессор,
заслуженный изобретатель Украины
|