Учебников будет сразу четыре. Кроме николаевских
ученых, в работу включились их коллеги из «Киевской политехники», а также
Донецкого и Днепродзержинского технических университетов. Общее научное
руководство осуществляет заведующий кафедрой электронных систем НУК доктор
технических наук Владимир Рябенький.
- Хотя сама идея буквально витает в воздухе,
понадобился не один год, чтобы добиться финансирования проекта, – рассказывает
В.М. Рябенький. – Опираясь на свой опыт научной и преподавательской работы, я
создал вариант учебника «Цифровая схемотехника». В него вошли, в частности,
конспекты лекций, примеры решения задач, виртуальный лабораторный практикум,
микрофильмы, поясняющие наиболее сложные разделы дисциплины, сборник тестовых примеров и задач, тестовые
программы для самотестирования с подсказками и без них. При создании такого
учебника в нашем университете я имел поддержку ректора профессора Г.Ф. Романовского и первого проректора А.Н. Дубового. Этот
материал послужил основой для объединения ряда ведущих специалистов по
направлению «Электроника» с целью создания базового комплекта таких учебников.
Для этой цели нами и был выигран указанный грант. Таким образом, это самый
масштабный в нашей стране проект по созданию электронных учебников.
- Владимир Михайлович, что общего в этих четырех
учебниках?
- Их объединяет общая методология и идеология.
Содержательная часть, тесты, наборы задач и вопросов, перечни и содержание
виртуальных лабораторных работ научно обоснованы с использованием теории
экспертных систем, теории нечеткой логики и ряда других информационных
технологий. Впервые мы обоснованно планируем перейти от оценки знаний к их
измерению. Такая возможность в свое время была обоснована мной совместно с
проф. А.Н. Дубовым и проф. С.В.
Драганом В Николаеве мы создаем учебник
«Схемотехника электронных систем». Помогают мне В.С. Буряк, А.О. Ушкаренко и
С.В. Баранов. Но участвуют также почти все преподаватели кафедры и человек
десять студентов.
- Когда и кто сможет воспользоваться вашими
учебниками?
- Они должны быть готовы через год. В Украине 12
выпускающих кафедр в области электроники. Все они получат учебники на
компакт-дисках с полным комплексом учебных материалов для копирования, которые
пригодятся студентам-заочникам, студентам, обучающимся на дистанционной основе,
а также, полагаю, старшекурсникам дневных отделений. Ведь многие из них уже
работают на предприятиях. Да и вообще система, когда студенты проводят 70
процентов учебных часов в аудиториях, давно устарела. После второго курса упор
надо делать на лабораторные исследования и научную работу под руководством
преподавателей. Нашим электронным учебником смогут воспользоваться также и
непрофильные кафедры и техникумы.
- В чем смысл создания электронного учебника
вместо обычного – на бумаге?
- Мировые стандарты высшего образования в
обязательном порядке включают предоставление учащимся текстов лекций. Кроме
чисто оперативного удобства, представьте, насколько удобнее вносить в них
текущие правки и дополнения по сравнению с привычным для нас учебником. Это
особенно касается электроники, динамика развития которой налицо.
- К тому же переиздается обычный учебник раз лет в
десять, а стоит… - страшно сказать.
- Студент получает тексты, задачи, примеры
решения, задания на лабораторные работы и практические занятия бесплатно – это
раз. Затем выполненные задания пересылает на компьютер преподавателю, получает
предварительное самотестирование и фактически сам представляет, насколько он
усвоил материал.
- И получает зачет?
- Нет. Зачет он получит уже здесь, в учебной
аудитории или лаборатории. Потому что тесты в электронном учебнике – подобные,
но другие. Это исключает помощь «со стороны». И позволяет буквально измерить
знания студента в диапазоне принятой
системы баллов. Подчеркну – независимо от симпатий и антипатий
преподавателя, что в наших реалиях тоже
немаловажно.
- Выходит, преподавателям работы прибавится?
- Может быть, на первых порах. Но в перспективе
контроль правильности выполнения заданий предполагается возложить на компьютер.
Анатолий Чайковский
|