Город Николаев приобретает все
большее значение как важнейший транспортный узел на юге Украины. Как уже
случалось в истории, портовая отрасль приходит на выручку городу, испытывающему
серьезные трудности в связи с упадком судостроения.
Перевалка грузов, в первую
очередь экспорт зерновых, способствовала экономическому расцвету Николаева
после нескольких лет упадка, связанного с поражением России в Крымской войне и
запретом иметь военный флот на Черном море.
Николаевский морской порт,
основанный в этот период, в этом году отпраздновал своё 145-летие. В 1914 году
Николаевский порт был третьим в России (после Санкт-Петербурга и Одессы) по
объему экспортной отрасли, и сегодня у него есть шанс занимать не менее
достойное место в экономике Украины. Этому способствует и географическое
положение, и развитая транспортная инфраструктура вокруг города:
железнодорожные линии на Одессу, Херсон,
Снигиревку и Долинскую, сеть автодорог, из которых Рени – Ростов и Николаев –
Ульяновка с выходом на Одессу – Киев – Санкт-Петербург имеют европейское
значение, и всепогодный аэропорт.
У городских властей и у горожан
есть все основания дорожить своим морпортом и всячески содействовать его
успешной работе: только за первое полугодие 2007 года налоговые поступления и
платежи в бюджет всех уровней составили 23 млн. 67 тыс. грн!
Порт – это еще и почти 3 000
рабочих мест, с зарплатой у работников основных профессий до 5 000 грн. в
месяц. План по чистой прибыли в этом году составил 6 млн. гривен. Естественно,
что «порулить» таким предприятием каждый раз находится много желающих. Кадровая
чехарда не способствует стабильной работе. Но главное – отталкивает инвесторов.
Деньги – деликатная субстанция, боящаяся резких движений. А без частных
инвестиций сегодня любое предприятие, в том числе и государственное,
развиваться не может.
Пора бы это усвоить и властям, и
общественному мнению!
С приходом, а вернее с
возвращением в порт его начальника В.Н. Капацыны возвратилась и надежда на
внедрение задуманных ранее и полезных порту и городу инвестиционных проектов.
О них рассказал ННГ проработавший
в порту 35 лет П.П. Прокопенко - ныне
председатель профсоюзного комитета порта.
- В настоящие время на разных
этапах реализации находятся сразу шесть инвестпроектов. Один из них реализуется
на материковой части Каботажной гавани,
там, где раньше была пассажирская пристань и морвокзал. По законодательству
Украины причальная стенка в государственном порту может быть только в
государственной собственности, поэтому строится она нашим РСУ на основе
кредита. Инвестор оснастит причал погрузочно-разгрузочными механизмами,
портальными или мобильными кранами, построит и реконструирует железнодорожные
пути.
Кстати, в порту есть собственная
железнодорожная служба: пять маневровых тепловозов, около 20 км пути и почти 200 железнодорожников.
Это большое наше преимущество, позволяющее ускорить подачу вагонов с грузом.
Второй проект реализует ООО
Торговый дом «Морепродукт» на месте снесенных складов №5 и №6. Здесь будет
построен мощный холодильник. Фирма уже получила от городского совета земельный
отвод на проектирование этого сооружения.
Третьим проектом является
реконструкция 8-го причала, разрушенного еще во время войны. Здесь должна быть насыпная территория. Но
инвестора пока нет, надеемся заполучить его в ближайшем будущем.
В районе автобазы компания с
итальянским капиталом «Ай Си Эл Украина» приступает к постройке мощностей по
переработке древесины в технологическую щепу. Щепа – это ценное сырье из
низкосортной древесины, получаемой в результате санитарных рубок и рубок ухода
в лесистых районах Украины, где переспевший или негодный лес сейчас
используется, в лучшем случае, на дрова.
Новое мощное оборудование
производительностью до 1 млн. тонн щепы в год укладывается в самые жесткие
нормы по шуму и вибрации, и горожанам опасаться здесь нечего.
Вообще-то мы понимаем
озабоченность общественности и специалистов – экологов, понимаем необходимость
соблюдения экологических ограничений. Но рассчитываем здесь и на встречное
движение, на понимание нашей потребности развиваться. К сожалению, бывает, что
экологические протесты являются скрытой формой недобросовестной конкуренции.
Все мы помним, как тормозился инвестиционный проект «Никатеры» в Корабельном
районе. Сегодня этот порт по перегрузке калийных удобрений успешно работает,
принося не только прибыли, но и налоги в бюджет, и рабочие места в портовом,
судоремонтном, железнодорожном и строительном бизнесе. Зато, затормозив на
несколько лет реализацию проекта, город недосчитался не только денег в своем
бюджете, но и 13 трамваев и 20 троллейбусов, предусмотренных
инвестобязательствами.
Аналогичный перегрузочный
комплекс действует и в нашем порту, на
3-м грузом районе, на основе сотрудничества с белорусской фирмой «Гринтур», и
отрицать полезность этого сотрудничества могут только явные недоброжелатели.
К сожалению, из тех же
«экологических» соображений притормозился пятый
инвестпроект, запланированный в тылу 13-го и 14-го причалов. Здесь
предусматривалось строительство закрытого комплекса по перегрузке фосфоритов,
которые идут к нам из Сирии и Северной
Африки и являются критическим импортом для украинских предприятий по
производству удобрений. Проектом предусматривалась перегрузка в полностью
закрытых помещениях, поэтому о загрязнении воды и прилегающей территории не
могло быть и речи. Тем не менее, проект приостановлен.
Шестой проект – погрузка нефтепродуктов на
танкеры сейчас осуществляется в районе 14 причала, но здесь предстоит работа по
совершенствованию технологии погрузки и увеличению объемов грузовых операций за
счёт строительства 15-го причала на основе возвратной финансовой помощи.
Наше сотрудничество с партнерами строилось на основе договоров о
совместной деятельности, обоюдовыгодных и порту, и стивидорным компаниям. Но
Фонд госимущества настоял на сотрудничестве по договорам аренды. Нас устраивает
и такая форма. Но давно назрел вопрос о совершенствовании законодательства
относительно нашей отрасли. За все эти
годы Верховная Рада не смогла принять Закон
о портах, хотя законопроект давно внесен. Необходимо законодательно
определить, что может быть приватизировано, а что – никогда, какими должны быть
взаимоотношения между государственным портом и частными стивидорными
компаниями. Необходимо разделить административные и хозяйственные функции
портов. Человек, отвечающий за безопасность мореплавания и проводимых работ, не
должен зависеть от выполнения плана по прибылям.
Не случайно этот вопрос в России
сразу же оказался в поле зрения
Председателя Совета Министров на первом же заседании нового правительства.
Интересы нашей страны также
требуют точных решений в морской отрасли. Николаевские портовики ждут этих
решений.
Ю. Ицковский
|