- Черноморский
судостроительный завод всю
историю своего существования был градообразующим предприятием. Мы говорили
«город», подразумевали – «завод». Сегодня это, к сожалению, не так. Вы заявили,
что хотите вернуть ЧСЗ подобающее ему место на экономической карте Николаева.
Есть ли у Вас, как сейчас говорят, «дорожная карта» к тем 60-ти тысячам тонн
обработанного металла в год, которые предусмотрены инвестиционными
обязательствами?
- Мне нравится слово
«планирование», нравится идея 5-летних планов, которая была в нашем добром
прошлом. Пятилетку будущего мы для себя составили. В ней два основных момента:
во-первых, - кадры, во-вторых, - модернизация завода под программы, которые
будут востребованы.
Начну с самого трудного и самого больного – с кадров.
Кадровая школа ЧСЗ – одна из удивительнейших и величайших школ, которые я знаю.
Я с восхищением воспринимаю умелую и правильно выстроенную кадровую политику,
воспитание судостроителей и ту преемственность навыков и традиций, которые были
на заводе до последнего времени. Поэтому создавать что-то новое или идти по
пути модных заграничных веяний по организации судостроения мы не будем.
Конечно, в силу перемен, которые произошли в нашем обществе, в отношениях
собственности, потребуются структурные изменения в в руководстве заводом и в
системе управления.
Сейчас существует много новых технологий в системе
управления предприятием, поэтому огромное количество людей, которые раньше
выполняли функцию компьютера, все эти «надстройки», которые занимались
контролем, перепроверкой, переносом «ногами» информации из одного места в
другое, конечно же, не будет. Надо смотреть в будущее и понимать, что нужно
оттачивать, даже в мелочах, рациональный и оптимальный производственный
процесс.
Сегодня на завод принимаются работники, которые были
уволены. Мы думали, что потребуются какие-то рекламные акции, уговоры. Но
оказалось, что ничего этого не нужно. Есть могучий образ - «ГАХК ЧСЗ», есть
«труба» завода, и труба зовет… Мы
строим всем понятные отношения, когда есть цеха, есть ГАХК ЧСЗ, и всё
возвращается в ГАХК ЧСЗ. И народ пошел. За короткий промежуток времени все с
удовольствием вернулись на свои привычные места к своим обязанностям. Вернулись
профессионалы, которые были утрачены.
С первых шагов Илья Григорьевич Горн и Валерий Николаевич
Смоляный подняли тему подготовки кадров, и упор был сделан на учебный комбинат,
у которого сохранена учебная база, учебные классы, вся система лицензий и
сертификатов. Учебный комбинат может выпускать достаточно квалифицированные
кадры. Но нужно восстановить систему преемственности, когда опытные бригадиры и
их заместители учили молодых рабочих правильно работать на заказах, учили
культуре производства, которой всегда гордился завод. Все это опять будет.
Дорогу осилит идущий.
Что касается планов модернизации технологии и оборудования,
то начнем с главного. На заводе есть главное место - стапель, с которого на
воду сходят корабли. Но стапели как были разобраны пять лет назад, так они и
остаются разобранными сейчас. И никто на них никаких работ по модернизации так
и не провел. Сейчас существует план модернизации нулевого стапеля и первого стапеля,
рассматриваются вопросы модернизации мощностей металлообрабатывающего цеха 17,
чтобы можно было обрабатывать металл международных стандартов. Конечно,
необходимо обновление сварочного оборудования. Проводится огромная кропотливая
работа по подготовке производства для того для того, чтобы мы могли
продемонстрировать потенциальным
заказчикам, что мы по-прежнему можем выпускать огромные объемы судостроения.
Что касается вопроса, может ли завод обработать 60 тысяч
тонн в год, то еще во времена Ю.И.Макарова мощности завода планировались так,
чтобы завод был способен обрабатывать 80 тысяч тонн. Поэтому 60 тысяч тонн –
цифра не надуманная, не утопическая. Все зависит от того, какая задача
ставится. Мы считаем, что нужно ориентироваться
на максимальную мощность завода. Конечно, за год или два достигнуть таких
объемов нельзя. Мы думаем, что серьезных цифр в металлообработке мы добьемся
через три года. Нужно учитывать, что за год научить необходимое количество
людей невозможно.
Поэтому наиважнейшая задача для нас – социальный пакет.
Несколько раз перечитав книгу Ю.И.Макарова «Авианосец», я могу сказать, что
задачи, стоявшие перед ним в то время, очень схожи с теми, которые стоят перед
нами сейчас – привлечение людей на завод. Какими-то сверхвысокими зарплатами
привлечь людей мы пока не сможем: зарплата
ложится на себестоимость продукции. Значит, нужно думать о социальном
пакете. Это детские сады, жилье, медицинское обслуживание, специальная система
питания, организация отдыха. Этим мы привлечем будущих работников нашего
завода.
- Сегодня рабочая сила в городе исчерпывается. Видимо,
потребуется привлечение людей из других регионов, а для этого нужно жилье.
Рассматриваете ли Вы в составе социального пакета строительство жилья для
рабочих?
- Очень много квалифицированных рабочих находится за
границей. Я надеюсь, что они готовы и способны вернуться. Большинство из них
обеспечено жильем. Что касается остальных, то у завода существовали общежития,
которые никуда не делись. Но в каком виде будет обозначена в будущем эта тема,
я пока не готов ответить.
- Создание социального пакета предполагает, что предприятию
будут возвращены объекты социальной сферы, в том числе дом отдыха в Мисхоре?
- Наши юристы сейчас этим занимаются. Всё, что с юридической
точки зрения можно будет вернуть, будет возвращено заводу.
- Некоторое время тому назад в прессе появлялась информация,
что учебный комбинат уже возобновил работу. Были ли подготовлены какие-то
специалисты?
- С моей точки зрения, такая информация была одной из
пиар-акций господ Чуркиных. Для запуска комбината нужны мастера, специалисты,
руководители. Мы и сейчас испытываем сложности. Я бы очень хотел, чтобы учебный
комбинат заработал в ближайшие месяц-два.
- Существует непонятная для многих ситуация: есть
собственники завода Чуркины, которые оспаривают Ваше назначение гендиректором…
- Вопрос все время ставится неправильно. В газетах пишут,
что собственников братьев Чуркиных не пускают на завод. Я хочу еще раз
пояснить: собственником 90% пакета акций ГАХК ЧСЗ была и есть Николаевская
малотоннажная верфь. Фамилий господ Чуркиных в собственниках или акционерах я
не видел. Что касается собственников Николаевской малотоннажной верфи, то я,
как бывший и нынешний директор, подтверждаю, что они действительно менялись. Но
на сегодняшний день дополнительная эмиссия акций, совершённая по сомнительным
векселям, отменена, и есть два резидента Украины, которые являются
собственниками Николаевской малотоннажной верфи. Я сомневаюсь, что к этим структурам господа
Чуркины имеют какое-то прямое отношение.
- В таком случае затеянная Фондом госимущества Украины
судебная процедура возврата в госсобственность пакета акций ЧСЗ сейчас,
очевидно, не на пользу городу и заводу?
- У меня – своя точка зрения. Я являюсь активным сторонником
возвращения пакета акций в госсобственность. Объясню свою позицию.
Мы все понимаем, что существует ряд нарушений, допущенных в
процессе приватизации ЧСЗ. Господа Чуркины сидели в наблюдательном совете и
рассказывали об огромных инвестициях, но вместо этого им нужно было создавать
какие-то долги, размывать пакеты акций…
Поэтому, чтобы заводу «умыться» от всей этой грязи, нужно вернуть пакет
акций в государственную собственность. Все неправильные сделки будут
аннулированы ввиду признания незаконной, а значит неправомочной, приватизации
завода. А это значит, что новый собственник, придя на завод, не столкнется со
странными многомиллионными задолженностями явно фиктивного характера, но
имеющими условную юридическую силу.
В то же время, если Фонд госимущества на пути к возвращению
завода подберет эффективного собственника – это тоже будет выход, чтобы не
терять времени. Ведь повторная
приватизация может затянуться, будут
задействованы внешние силы. Возможно, что демагоги, прикрываясь великими
целями, будут тормозить приватизацию. А фактор времени сегодня – важнейший.
Нужно четко понимать, что для государства важно сохранить не
пакет акций, а имущество. Я хорошо понимаю, что Чуркины будут бороться за
предприятие. Я сейчас с охраной хожу, и моя жена ходит с охраной…
- Есть ли у завода реальные заказы?
- Что касается заказов, которые были у господ Чуркиных. Это
буксир, который сейчас находится на ходовых испытаниях, это четыре несамоходные
баржи, из которых построена одна (а деньги взяты авансом, 50% стоимости). И
этих денег нет, они выведены с завода. Точно так же, как и аванс на изготовление
металлоконструкций куполов и ферм для одного из киевских предприятий. Мы
предлагаем всем заказчикам сейчас перезаключить договоры с ГАХК ЧСЗ. Тогда мы
сможем осуществлять финансовый контроль. Мы говорим этим компаниям, что мы не
знаем, какие у вас отношения с Чуркиными, и знать не хотим…
- Есть ли новые заказы?
- Спрос на мировом рынке судов превышает предложение на 30%.
Поэтому возможность получить заказ есть всегда. Когда я пришел на «Меридиан»,
через неделю мы заключили контракт, через две – получили банковскую гарантию.
Кто хочет работать – получает заказы.
- Как Вы можете прокомментировать позицию И.Н.Овдиенко,
который считает Вас «агентурой» Чуркиных?
- У господина Овдиенко есть свой план для спасения завода, в
пользу польских арендаторов завода. По словам г-на Овдиенко, на Украине нет
управленцев, поэтому мы сдадим это предприятие полякам. Что касается Комитета
спасения ЧСЗ, то у меня вызывает удивление их приверженность каким-то
политическим мотивам. Я считаю, что здесь все просто и понятно, и никакой
политики.
Я предлагал и г-ну Матвееву, и г-ну Овдиенко сначала
приехать и посмотреть ситуацию на месте, посмотреть предприятие, задать
вопросы, и лишь потом передавать какие-то тексты в печать. Завод сейчас открыт
для всех. Любой желающий может попасть на завод, поговорить с людьми. Ведь, в
конце концов, все ратуют за народ.
- Есть несколько позиций, по которым Чуркины обвиняют Вас.
Это касается вопросов безопасности, сохранения гостайны и т.п.
- После публикации в «Зеркале недели» к нам приезжали из СБУ
с проверкой. Я могу официально заявить, что заявления Чуркиных о ядерных
реакциях, зенитных установках, экологических катастрофах и т.п. – это попытка
посеять панику среди жителей Украины и зарубежья. Когда уважаемое издание
печатает всякий бред, - это вызывает лишь недоумение. СБУ приезжает на завод
реагировать, но ничего не обнаруживает. А что касается якобы разворовывания
секретов государства – у меня есть официальное заключение СБУ, что хранение
документов и специзделий находится в удовлетворительном состоянии. Замечаний со
стороны СБУ нет.
- Вы давали опровержение в «Зеркало недели»?
- Я считаю, что это должны делать спецслужбы, поскольку это
они обвинены в бездействии. Выступать во время предвыборной кампании с
опровержениями я считаю неправильным. Мы занимаем осторожную позицию, чтобы
остаться политкорректными.
- Что бы Вы хотели пожелать николаевцам в День города?
- Я очень люблю город
Николаев. Мне неоднократно делались предложения по смене места
жительства с очень серьезными финансовыми подкреплениями. Но я очень люблю наш
город, являюсь его патриотом. У меня здесь много друзей. Я считаю, что наш
город не заражен многими болезнями, которым подвержены урбанизированные
территории. У нашего города – много традиций, которыми мы гордимся. И одна из
главных – это судостроение. У нас огромная, богатая и гордая история. И каждый
из нас испытывает гордость за своих предков. Я хочу, чтобы наши потомки
испытывали гордость за нас. Лично я стремлюсь как можно больше настроить в этой
жизни кораблей, судов, яхт. Когда мы оставляем после себя что-то важное и
красивое – это вклад в гордость нашего города, в его традиции. Нет ничего более
важного, чем гордость наших детей за нас. Я хочу, чтобы у каждого горожанина
была возможность сделать что-то важное, чтобы наши дети нами гордились.
Юрий
Ицковский
|