В конференц-зале РТПП Николаевской области состоялся круглый стол на тему «Защита прав потребителя и поддержка отечественного производителя: достижима ли гармония на потребительском рынке?». В его работе приняли участие представители государственных контролирующих органов и николаевского бизнеса. Нарушение равновесия в треугольнике «производитель – продавец – потребитель» приносит ущерб для каждого из участников рынка и общества в целом, считают участники круглого стола.
Защита прав потребителя необходима, но при этом общество должно быть заинтересовано и в сохранении отечественного производителя. Да и качество импортных товаров, не только китайского, но и европейского производства, нельзя считать абсолютным. – В тоже время внимание контролирующих органов в большей мере сосредоточено именно на украинском производителе, - отметил президент Николаевской торгово-промышленной палаты Сергей Власенко. - За шесть месяцев 2008 г. в Украине органами защиты прав потребителя было проверено 25 тысяч предприятий, из них у 23,5 тысяч – обнаружены те или иные недостатки. Только в Николаевской области в прошлом году на 134 предприятия было наложены административные штрафы в размере 49 тыс.грн.
В необходимости государственного контроля за качеством не только отечественных, но и импортных товаров, убежден Олег Боженко, директор Николаевского центра стан6дартизации, метрологии и сертификации. Одной из форм такого контроля, по его мнению, должны оставаться стандарты и обязательная сертификация импортной прдукции.
- Если в Киргизии, которая одна из первых стран СНГ вступила в ВТО, обязательная сертификация действует для 400 групп товаров, в России – для 300, то Украина обязательную сертификацию сохранила только для 34 групп товаров, - сказал Олег Боженко.
Ирина Цыган, заместитель начальника областного управление по защите прав потребителя подтвердила наличие серьезных претензий ее ведомства к импортным товарам, в частности, электронике и бытовой технике.
- На товарах часто отсутствует маркировка, не указан производитель и импортер, что лишает потребителя возможности реализовать свои законные права в случая претензий к качеству товара, - отметила она.
Зарубежные (как, впрочем, и отечественные) производители отнюдь не заинтересованы терять прибыль из-за нашего законодательства о защите прав потребителя. Особенно сложно вернуть деньги за некачественный товар. Закон оставляет для этого возможность только, если товар имеет неисправимые дефекты. Но по словам Ирины Цыган, практически все компании, поставляющие в Украину бытовую технику и электронику, передали права гарантийного ремонта сервисным центрам, при этом лишив эти центры права выдавать заключения о неисправности товаров.
Другой серьезной проблемой стало отсутствие в законодательстве ответственности дистрибьютора (торговца, импортера). А ведь цепочку «производитель-продавец-потребитель» давно пополнило четвертое звено – дистрибьютор. С необходимостью законодательного регулирования отношений операторов розничной торговли и дистрибьюторов согласились все участники круглого стола.
На баланс интересов производителя и прав потребителя в последнее время влияет и государственная ценовая политика. Административное регулирование, которое сегодня применяется государством на рынке, ведет к тому, что торговля вынуждена переходить на работу с импортными товарами, считает Елизавета Бриенкова, коммерческий директор ОАО «Южный Буг» (торговый центр, супермаркет). Жесткое ограничение размера торговой надбавки на 80% оборота продуктов питания, без уточнения групп товаров по цене или категориям (см. областной меморандум), ведет к тому, что работать с отечественными продуктами питания организованной торговле становится невыгодно.
При этом Елизавета Бриенков напомнила, что именно крупные операторы торговли (супермаркеты), занимая всего 8% рынка Украины (для сравнения – в Польше около 19%) служат основной мишенью для госрегулирования и контроля госорганов.
Кроме того, из-за пробелов в законе о защите прав потребителя, торговля становится тем барьером, который принимает на себя и за счет собственных доходов компенсирует претензии потребителя к качеству товаров.
Отдельной темой стало обсуждение проблемы потребительского экстремизма, широко распространенной на Западе. В Украине, по мнению участников круглого стола, также стремительно распространяется практика, когда потребители пользуются слабыми местами законодательства в заведомо корыстных целях.
При этом и производственники, и торговцы высказались за усиление ответственности потребителя, как за использование товара в рамках требований инструкций, так и здравого смысла. Возможно, развитие потребительского экстремизма ограничивает то, что сегодня за счет бюджета оплачиваются только лабораторные (физико-химические, токсикологические, бактериологические и пр.) исследования «спорного» товара. Торговля должна возместить расходы на получение экспертного заключения о наличии существенных дефектов товара. Но только если дефект подтвержден и уже после проведения экспертизы, получается, что за счет потребителя.
Рыночное регулирование предполагает, что сами производители не должны рассматривать законодательство о защите прав потребителей как дамоклов меч. Необходимо, чтобы они могли использовать украинские законы как средство повышения конкурентоспособности своих товаров и услуг. Например, выпускать продукцию и оказывать населению услуги, соответствующие более высоким требованиям к качеству, нежели того требует закон. Такую политику реализует компания «Велам», один из лидеров рынка. Мирослава Харьковская, заместитель директора ПТФ «Велам», считает, что в ходе гармонизации европейских и украинских стандартов государственным инстанциям следует активнее использовать опыт и знания ведущих производителей, имеющих высокую репутацию на рынке.
- Действительно, далеко не всегда европейские поставщики могут подтвердить безопасность или состав своих товаров на том уровне, которого требует наш сертификат экологической безопасности продукции, - отметила Мирослава Харьковская. - Некоторые из действовавших у нас стандартов, в частности, на мебель, предъявляли более высокие требования, чем европейские. Впрочем, уверена представитель «Велама», если компания намерена работать на рынке долгие годы, она сама заинтересована в сохранении своей репутации. А значит, будет и уважать права потребителя, и заботиться о постоянном росте качества своей продукции. |