«Дамен шипярдс океан», единственная работающая николаевская верфь, лидер судостроительной отрасли Украины, образец успешной приватизации предприятия тяжелого машиностроения….
Мы привыкли ставить судьбу «Океана» в пример, когда речь заходит о «правильных» и «неправильных» инвесторах, забывая, что инвестор приходит к нам не потому, что всю жизнь мечтал строить суда в Николаеве или выращивать помидоры на берегах Южного Буга. Инвестор приходит зарабатывать деньги. И обязательно – в больших размерах, чем это получается у него дома.
Возможно потому, что новые норвежские хозяева оставили без изменений название - «Дамен шипярдс океан» - переход нашей лучшей верфи под контроль норвежской судостроительной группы Aker Yards прошел незаметно для общественного мнения. Нет, специалисты знали, что компании, входящие в голландскую группу Damen Shipyards, активно заказывают суда на других украинских верфях, а норвежская группа предпочитает строить в Николаеве только корпуса, а не полнокомплектных судов. Налоговики исправно сообщали о том, что после того, как в 2005 году «Дамен шипярдс океан» вышел было на уровень безубыточности, с отменой закона про СЭЗ «Николаев» опять появились убытки и налоговый долг. Но куда громче звучали торжественные реляции об очередном спуске судна с участием именитых гостей.
И вот теперь Aker Yards официально сообщила о продаже 70% акций своей компании Aker Yards Ukraine Holding зарегистрированной в Люксембурге фирме FLC West. По условиям сделки (ее оценивают в 292 млн евро) FLC West получит контроль над николаевской и двумя верфями в Восточной Германии, в городах Висмаре и Варнемюнде.
Официальное объяснение сделки проста: фирма FLC West является аффилированной структурой полугосударственной Финансовой лизинговой компании, которая сумеет эти верфи загрузить заказами российской нефтяников на суда для работы в арктических морях. Ну, зная наших соседей и родственников (сами недалеко ушли!), легко поверить, что такой заказ легче получить заводу, который контролируют правильные государственные люди.
Тут выплывает первая проблема: до сих пор было принято считать, что судостроительный интерес Вадима Новинского к ЧСЗ объясняется как раз расчетом на российские же судостроительные заказы. Но сложно представить, что российские чиновники санкционируют передачу заказов сразу на две верфи в украинском Николаеве, пусть и принадлежащие соотечественникам. Не получится ли так, что верфи будут конкурировать друг с другом? Или правы скептики, полагающие, что ценность ЧСЗ для новых владельцев отнюдь не в остатках его судостроительных мощностей?
Насколько вообще перспективен российский рынок для украинского судостроения? В прошлом году, по данным Центрального НИИ морского флота РФ, российские пароходства разместили заказы на 1 млрд.долл.США. Помимо этого, только для освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцового моря, потребуется 90 судов арктического плавания суммарным дедвейтом около 4 млн тонн, более 40 ледоколов и 140 судов вспомогательного флота. Прибавьте к этому необходимость обновления российского рыболовного и танкерного флота, военное кораблестроение. Российская государственная программа судостроения предполагает финансирование в размере 100 млрд.рублей только из госбюджета. Практически все николаевские предприятия, связанные с судостроением, живо интересуются любым шансом попасть в российские программы.
Вот только припасть к этому источнику украинским и николаевским предприятиям будет очень непросто. Дело в том, что при всем накале телевизионного патриотизма, российский бизнес предпочитает строить суда на корейских и китайских верфях, имеющих мощную и реальную государственную поддержку. Российская госпрограмма была разработана как раз для того, чтобы помочь российским судостроительным предприятиям освоить российские заказы. Именно с этой целью и была создана Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), равно как в авиационной сфере – Объединенная авиационная корпорация и т.д.
Как минимум, удивление вызывает то, что покупателем николаевской верфи стала структура, относящаяся к ... авиастроительному ведомству! Финансовая лизинговая компания входит в ОАК и создана с целью лизинга самолетов. После появления сообщений о сделке с норвежцами, российские СМИ не замедлили напомнить о том, что ФЛК до сих пор не выполнила контракт о лизинговой поставке 10 самолетов Ту-214. Причем производитель – Казанский авиазавод говорит о недофинансировании проекта! Более того, при оценке активов в $1,5 млрд., чистая прибыль за 9 месяцев 2007 года составила только 1,5 млн.евро.
Пока в российских источниках полная сумятица: ОАК уже заявила, что не имеет отношения к сделке своей «дочки», представитель министерства намекнул, что покупка позволит получить доступ к новым технологиям судостроения, а профильная ОСК же от комментариев отказалась.
Возможно, что за покупкой «Океана» и немецких верфей стоит искать интересы владельца второй половины FLC West, частной кипрской инвестиционной компании Almiar Investment Ltd.. Ее владельцами, в свою очередь, являются частные акционеры ФЛК. В любом случае контроль над «Дамен шипярдс океан» перешел к непрофильным инвесторам, причем неизвестны их шансы обеспечить верфи заказами за счет российского бюджета или российских нефтегазовых компаний, ориентирующихся на позицию госчиновников. (Кстати, уже сейчас квоту на вылов рыбы в России получают те компании, которые покажут справку, что свои новые траулеры-сейнеры они заказали на русских верфях.)
Конечно, можно рассчитывать, что завод будет работать по-прежнему, с теми же заказчиками, что и год-два назад. Вот только, напомним, что, в отсутствие реальной государственной поддержки отрасли, финансовые результаты такой работы не устроили ни голландских, ни норвежских владельцев, мощных профильных инвесторов! Как поведут себя киприоты-россияне? Профсоюзы немецких верфей уже получили гарантии сохранения рабочих мест и зарплаты. Кто бы еще гарантировал это же и николаевцам на «Океане»… |