Напомним, что волны и ветер, разбушевавшиеся в Керченском проливе 11 ноября, унесли жизни более 20 человек, отправили на дно два танкера с нефтепродуктами, три сухогруза с серой, десяток барж и судов посадили на мель, привели к массовой гибели рыбы и птиц, загрязнению природной среды. В ближайшее время официальное заключение о причинах трагедии, после ее расследования, даст государственная комиссия. А пока нет заключений, ННГ обратилась за комментариями в Николаевский морской торговый порт. Капитан Николаевского морского торгового порта Павел Рябчиков: Деятельность любого транспорта всегда связана с риском, работа морского транспорта, в силу его специфики, особенно рискованна. То, что там произошло - раз в сто лет случается. Морские аварии существуют с возникновения мореплавания и происходят по сей день. Аварии судов приводят к значительным убыткам судовладельцев и грузовладельцев, вызывают обширное загрязнение морской среды и, что особенно печально, нередко заканчиваются гибелью находящихся на них людей. Все это заставляет изучать причины, приводящие к авариям, и принимать меры для их устранения. Погода и состояние моря, экстремально тяжелые гидрометеоро-логические условия сыграли значительную роль в возникновении аварийных событий. Как показало их развитие, суда попали в неожиданную ситуацию и не были готовы к встрече с плохой погодой - усилению ветра до ураганного, при стоянке на якоре. Все потерпевшие крушение суда начали ломаться при попытке сняться с якоря и перейти в место укрытия. Но было уже поздно. То, что постоянно творится там - скопление по 50-60 судов в районах рейдовых перегрузок, в довольно узком месте -это уже предмет разбирательства украинских и российских Министерств транспорта. А по результатам расследования трагедии Минтрансом Украины обязательно будет издан приказ, содержащий ряд организационных мер по предотвращению подобных случаев. - Крушения произошли рядом с двумя (!) портами. Мог ли керченский порт предотвратить трагедию? - У керченского порта не было «глаз» и «ушей», они подчинены Николаевскому «Дельта - Лоцман». - Получается, николаевское предприятие причастно к событиям в Черном море? Юрий Онопко, заместитель капитана Николаевского морского торгового порта: Мы не знаем всех обстоятельств происшедшего в Керченском проливе. Действительно, предприятию «Дельта-лоцман» подчинена вся система мониторинга надводной обстановки вдоль украинского побережья. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины капитан порта осуществляет государственный надзор за безопасностью судоходства на акватории порта. В реальности, и в Николаеве, и в Керчи акватория порта имеет совершенно конкретные границы, и нам неизвестна роль капитана Керченского порта в управлении судоходством в Керченском проливе, являющемся по сути международным. - Рассуждая о причинах аварии, многие указывают на человеческие ошибки и плохое техническое состояние судов… Павел Рябчиков: - Что касается судов потерпевших крушение, то такие суда ходят и у нас. Флот быстро стареет и большая его часть достигла своего физического и морального износа, а использование судов до полного износа чревато новыми морскими авариями и катастрофами. Если «Регистр», классификационное общество, выдало судну необходимые документы, подтвердило его техническую годность - считается, что судно может ходить в указанном для него районе плавания, учитывая индивидуальные ограничения: высота волны, сила ветра, сезонные ограничения и т.д. Другое дело, если капитаны превышают технические возможности своих судов и идут туда, куда им не предписано, зачастую при их эксплуатации возникают чрезвычайные ситуации. Большинство аварий и катастроф на судах происходит по вине людей. В первую очередь, тех, кто управляет судами - капитанов и их помощников. Не вовремя снялись с якоря, не поменяли стоянку, не ушли в море и т.д. Но почему они не предприняли необходимые действия? У судоходных компаний зачастую присутствует коммерческий фактор. Он предполагает получать, как можно больше и поскорее, деньги. Это инициирует действия в нарушение нормативных документов против правил и положений. Если капитан не рискует, а думает о безопасности людей и судна- такой капитан уже может писать заявление об увольнении. У судовладельца цель одна - золотой телец. Каждый случай аварии необходимо анализировать с точки зрения сложившихся обстоятельств и действий моряков и “берега” в этих условиях. - Насколько безопасно в николаевском судоходном канале? Юрий Онопко: - На внешнем рейде Николаевского порта стоит, как правило, 1-2 судна. С нефтепродуктами на рейде мы работу не ведем. В основном, судна перевозят безвредные для окружающей среды уголь или железорудный концентрат. Надзор за всеми работами осуществляет наша Инспекция государственного портового надзора, и контроль здесь - полный, благодаря предоставляемой нам информации о надводной обстановке предприятием «Дельта-лоцман». К тому же, буквально рядом находятся места укрытия на случай шторма.. При любых волнениях, какой бы ветер ни дул - суда в безопасности. Но самое главное - мы не работаем с судами, подобными тем, которые находились в Керченском проливе. Они все были класса «река-море», а у нас - крупнотоннажные балкеры.
Екатерина Стриль
|